Льготный порядок определения учета трудовой деятельности, льготный порядок определения учета трудовой деятельности

Содержание
  1. Льготный порядок определения учета трудовой деятельности
  2. Исчисление трудового стажа
  3. Общий и льготный порядок исчисления трудового стажа
  4. ЛЬГОТНЫЙ ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ СТАЖА
  5. Льготный порядок определения учета трудовой деятельности
  6. Льготный порядок определения учета трудовой деятельности
  7. Определение Верховного Суда РФ от 9 декабря 2005 г. N 16-В05-29 "При подсчете стажа для назначения пенсии на льготных основаниях продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности в районах Крайнего Севера исчисляется в календарном порядке" (извлечение)

Льготный порядок определения учета трудовой деятельности

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Статьи и комментарии ПЦ «Логос»
  • Льготный стаж и основания отказа в назначении трудовой пенсии

В связи с большим количеством нормативных актов, регулирующих пенсионное обеспечение, и часто меняющимся в нашей стране законодательством, разобраться в пенсионных правах простому человеку бывает непросто. Довольно часто Пенсионный фонд отказывает в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, не включая в льготный стаж определенные периоды работы.

Причиной отказа в назначении льготной пенсии может быть формальное не соответствие профессии или должности, указанной в трудовой книжке соответствующему наименованию в списках профессий, работ, производств, должностей, с учетом которых назначается льготная трудовая пенсия. Примеров множество: списком предусмотрена профессия монтажника по монтажу ж/б конструкций, в трудовой книжке указано «монтажник ж/б конструкций» – слова «по монтажу» отсутствуют; работник фактически работает каменщиком в постоянно действующей бригаде каменщиков, в трудовой книжке указана профессия каменщика – монтажника; вместо варщика асфальтовой массы указана профессия оператора и т.д.

Подтвердить в подобных случаях специальный стаж работы довольно сложно. Доказательством выполнения определенной трудовой функции могут служить справки от организации о характере работы, выписки из приказов, лицевых счетов и другие документы, в которых содержится указание на выполняемые вами работы или занимаемую должность, а с января 2002 года работодатель обязан указывать код льготы профессии или должности в сведениях, подаваемых в пенсионный фонд. Не стоит также игнорировать наименование и описание профессии, установленное различными квалификационными справочниками. Ст. 57 Закона РФ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в РФ»: если в соответствии с федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, специальностям или профессиям связано предоставление льгот, то их наименование и квалификационные требования к ним должны соответствовать указанным в квалификационных справочниках. Любые другие наименования, придуманные работодателем, являются ненормативными.

На практике нередко приходится обращаться в суд с исковым заявлением о включении указанных периодов в специальный стаж. Так, решением Советского районного суда г. Омска включены в специальный стаж по Списку № 2, утвержденному Постановлением Правительства 1991 года периоды работы в должности каменщика-монтажника, Управление Пенсионного фонда обязано назначить и выплачивать пенсию в связи с особыми условиями труда с момента обращения. И таких примеров довольно много.

В каждом конкретном случае вопрос о назначении льготной пенсии решается индивидуально, на что указывается и в Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 20 декабря 2005г: судам необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Подсчет льготного стажа

Другая причина отказа — изменился порядок подсчета льготного стажа. Конституционный Суд РФ неоднократно признавал не соответствующими Конституции нормы, в силу которых граждане утрачивают права, приобретенные ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством (постановления от 16 октября 1995 г. по делу о проверке конституционности статьи 124 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», определение от 5 ноября 2002г. о проверке конституционности п. «а» части первой статьи 12 и статьи 133.1 Закона РФ » О государственных пенсиях в РФ»).

Закон РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривает сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается льготная трудовая пенсия, а также правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. При этом должен применяться порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу указанного Федерального закона. В настоящее время периоды работы, дающие право на досрочную пенсию, засчитываются в стаж в календарном порядке. Однако если необходимый стаж выработан до 2002 года, должен применяться действовавший на тот период порядок его подсчета. Так, по ранее действовавшему законодательству полный навигационный период на водном транспорте исчислялся в льготном порядке — за год работы. На этом основании Ленинским районным судом г. Омска признано право на досрочную пенсию машинистам, работающим в плавсоставе на судах речного пароходства с льготным порядком исчисления соответствующего стажа работы.

Порядок подачи заявления в Пенсионный фонд

Управление Пенсионного фонда по месту жительства обязано принять заявление о назначении трудовой пенсии соответствующего вида – по старости, по инвалидности или по случаю потери кормильца, независимо от того, с какими документами Вы пришли и имеете ли Вы вообще право на получение пенсии. Все эти вопросы должны решаться после подачи заявления: Вам указывают недостающие документы и предоставляют срок, в течение которого они должны поступить в Пенсионный фонд. Решение о выплате пенсии или об отказе принимается в течение двух месяцев с момента подачи заявления.

Распространенный случай – Вас отправляют «домой», даже не принимая заявления о назначении пенсии, на словах мотивируя тем, что права на нее Вы не имеете. Сразу отметим, что эти действия незаконны и нарушают права граждан на пенсионное обеспечение. Впоследствии складывается ситуация, что такое доверие устному объяснению специалиста Пенсионного фонда и несвоевременное обращение за юридической помощью лишает человека возможности получать честно заработанную пенсию в течение нескольких лет.

В соответствие с Законом РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия назначается со дня обращения в Пенсионный фонд. Днем обращения считается день подачи заявления с необходимыми документами в Пенсионный фонд. Таким образом, если момент возникновения права на пенсию и момент подачи заявления о ее назначении по времени не совпадают, Вы теряете право требовать в суде выплаты пенсии за период до момента подачи соответствующего заявления.

Комментарии, статьи, судебную практику см. в рубрике «Трудовые споры, пенсии»

Отрохова Ольга, Генеральный директор ООО Правовой центр «Логос», 30.03.2005

Исчисление трудового стажа

Общий и льготный порядок исчисления трудового стажа

Пенсионное законодательство устанавливает два порядка подсчета периодов засчитываемых в трудовой стаж (выслугу лет): обычный и льготный.

Следует иметь в виду, что в обычном порядке исчисляются все виды и подвиды трудового стажа, а в льготном — лишь отдельные из них и в определенных случаях, предусмотренных законом.

Правительство в соответствии с Законом о трудовых пенсиях утвердило Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий.

Рассмотрим сначала правила исчисления трудового стажа в обычном порядке.

Исчисление периодов работы, в том числе на основании свидетельских показаний, и (или) иной деятельности, а также иных периодов, производится в календарном порядке из расчета полного года (12 месяцев). При этом каждые 30 дней указанных периодов переводятся в месяцы, а каждые 12 месяцев этих периодов переводятся в полные годы.

В случае совпадения по времени периодов работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением пенсии, подтвержденным заявлением, в котором указывается выбранный для включения (зачета) в страховой стаж период.

Иные периоды, предусмотренные Правилами, засчитываются в страховой стаж при условии, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности независимо от их продолжительности, предусмотренные Правилами.

Периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности включается в страховой стаж независимо от уплаты за этот период обязательных платежей.

В случае если в представленном документе о периодах работы, периодах иной деятельности и иных периодах, предусмотренных Правилами, указаны только годы без обозначения точных дат, за дату принимается 1 июля соответствующего года, а если не указано число месяца, то таковым считается 15 число соответствующего месяца.

В льготном порядке страховой стаж для назначения трудовой пенсии в соответствии с Законом о трудовых пенсиях подсчитывается лишь в двух случаях — при работе в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности. Период такой работы учитывается в календарном порядке с таким расчетом, чтобы продолжительность страхового стажа в соответствующем году составила полный год.

Работа на водном транспорте во многих регионах нашей страны выполняется некоторыми работниками лишь в навигационный период. Продолжительность навигационного периода зависит от климатических условий, в которых расположены водные пути. Так, в средней полосе страны навигация начинается раньше и заканчивается позднее, чем в северных районах. К работникам водного транспорта, занятым в навигационный период относятся плавсостав морского и речного флота, работники судовых ресторанов, буфетов, кухонь, медицинский персонал судов и некоторые другие. Какой бы ни была продолжительность навигационного периода, она считается за год работы, если работник проработал полный навигационный период. В случаях, когда работа продолжалась не весь навигационный период, она включается в стаж по ее фактической продолжительности независимо от причины, по которой работа начата не с начала навигационного периода или прекращена до его окончания.

Определение сезонных работ дано в ст. 293 Трудового кодекса Российской Федерации. Сезонными признаются работы, которые в силу климатических, или иных природных условий, выполняются в течение определенного периода (сезона), не превышающего, как правило, шести месяцев. Перечень сезонных работ, в том числе отдельных сезонных работ, проведение которых возможно в течение периода (сезона), превышающего шесть месяцев, и максимальная продолжительность указанных отдельных сезонных работ определяется отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, заключенными на федеральном уровне социального партнерства. Условие о сезонном характере работы должно быть указано в трудовом договоре (ст. 294 ТК РФ); работник, занятый на сезонных работах, обязан в письменной форме предупредить работодателя о досрочном расторжении трудового договора за три календарных дня; работодатель обязан предупредить работника, занятого на сезонных работах, о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации в письменной форме под роспись не менее чем за семь календарных дней (ст. 296 ТК РФ). С таким работником заключается, таким образом, особый трудовой договор — о выполнении сезонной работы, указанной в перечне. С гражданами, выполняющими иные работы, которые также производятся в течение определенного периода года, заключаются срочные трудовые договоры или договоры на время выполнения определенной работы.

Одной из гарантий для работников, занятых на сезонных работах, указанных в перечне, является льготное исчисление их трудового стажа. При этом конкретная продолжительность данной сезонной работы не имеет значение, сезон может продолжаться иногда всего 2-3 месяца и даже менее (сплав леса по северным рекам и т.д.). Главное — проработать полный сезон, именно это дает право на льготное исчисление трудового стажа. Если полный сезон не проработан (независимо от причины), то время работы в льготном порядке не исчисляется. Перечень сезонных отраслей промышленности, работа в организациях которых в течение полного сезона при исчислении страхового стажа исчисляется с таким расчетом, чтобы его продолжительность в соответствующем календарном году составила полный год, утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2002 г. № 498.

При исчислении страхового стажа периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, определяемых Правительством Российской Федерации, учитываются с таким расчетом, чтобы продолжительность страхового стажа в соответствующем календарном году составила полный год. Календарный год — это период с 1 января по 31 декабря соответствующего года (по календарю), а сезон обычно начинается в одном году и заканчивается в другом. На практике при подсчете стажа сезонную работу засчитывают за год, а работу после окончания сезона до начала следующего сезона не учитывают в стаж.

До 1 января 2002 г. в льготном порядке подсчитывались многие другие периоды, кроме работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности. Это: работа в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (в полуторном размере); работа в лепрозориях и противочумных учреждениях (в двойном размере); работа и служба в воинских частях, штабах и учреждениях, входящих в состав действующей армии, а также время нахождения на излечении в лечебных учреждениях вследствие военной травмы (в тройном размере); работа в г.Ленинграде в период блокады (в тройном размере); работа во время Великой Отечественной войны, кроме работы в районах, временно оккупированных неприятелем (в двойном размере); служба по призыву (в двойном размере).

Таким образом, введение нового пенсионного законодательства, регулирующего проведение пенсионной реформы и изменило не условия предоставления пенсионного обеспечения, но и порядок исчисления стажа.

ЛЬГОТНЫЙ ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ СТАЖА

При досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с полевыми геолого — разведочными, поисковыми, топографо — геодезическими, геофизическими, гидрографическими, гидрологическими, лесоустроительными и изыскательскими работами в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах периоды указанных работ непосредственно в полевых условиях учитываются в следующем порядке:

работа от 6 месяцевдо одного года — как один год;

работа менее 6 месяцевпо фактической продолжительности.

Согласно Разъяснению Минтруда России от 17.10.2003 № 4 установленный ранее действовавшим законодательством для подсчета стажа на соответствующих видах работ льготный порядок исчисления:

· полного навигационного периода на водном транспорте (ст. 94 Закона от 20.11.1990);

· полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности (ст. 94 Закона от 20.11.1990);

· периодов работы в лепрозориях и противочумных учреждениях (ст. 94 Закона от 20.11.1990);

· периодов работы в РКС и МКС (ст. 94 Закона от 20.11.1990);

· периодов работы по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в зоне отчуждения (ст. 31 Закона от 15.05.1991 № 1244-1);

· периодов работы горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин (разъяснение Минтруда России от 15.07.92 № 1)

применяется только для граждан, полностью выработавших до 01.01.2002 г. необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с учетом льготного порядка его исчисления.

Если до 01.01.2002 г. гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой, т.е. вышеуказанные периоды работы засчитываются в стаж в календарном порядке.

Например, работники плавсостава на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно- вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения), которые выработали до 01.01.2002 г. стаж работы, дававший право на досрочное пенсионное обеспечение по ранее действовавшему законодательству с учетом применявшегося в то время льготного исчисления специального трудового стажа,имеют право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости независимо от даты обращения за ее установлением (письмо ПФР в адрес ОПФР по Новосибирской области от 30.10.2003 № ЛЧ-25-26/11435 с учетом Разъяснения Минтруда России от 17.10.2003 № 4).

Для реализации данного права при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п/п 9 п. 1 статьи 27 Закона от 17.12.2001 необходимо соблюдение следующих условий по состоянию на 31.12.2001 г.:

· наличие не менее 12 лет 6 месяцев для мужчин и 10 лет для женщин стажа работы в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) с учетом льготного порядка его исчисления, определенного статьей 94 действовавшего до 01.01.2002 г. Закона от 20.11.1990 г. № 340-1, согласно которому полный навигационный период на водном транспорте засчитывался в стаж за год работы;

· наличие требуемой продолжительности страхового стажа не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин. При исчислении за период до 1 января 2002 г. продолжительности страхового стажа в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались в общий трудовой стаж при назначении рассматриваемой категории работников досрочной трудовой пенсии по Закону от 20.11.1990 № 340-1.

Если до 01.01.2002 г. работник плавсостава не выработал необходимой продолжительности страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по п/п 9 п. 1 ст. 27 Закона от 17.12.2001, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ в календарном порядке. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Периоды подготовки судов к эксплуатации, отгулов за переработку нормы времени в плавсоставе, ремонта судов в межнавигационный период, подготовки судов к зимовке в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старостипоп/п 9 п. 1 ст. 27 Закона от 17.12.2001 (12 лет 6 месяцев – мужчинам и 10 лет – женщинам), не включаются (письмо ПФР в адрес ОПФР по Новосибирской области от 17.06.2003 № 25-26/6220).

ОСОБЕННОСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ СТАЖА ПРИ РАБОТЕ

ВАХТОВЫМ МЕТОДОМ

Пункт 8 Правил устанавливает порядок зачета времени работы вахтовым методом в периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Вахтовый метод – это особая форма осуществления трудового процесса вне места постоянного проживания работников, когда не может быть обеспечено ежедневное их возвращение к месту постоянного проживания. Указанный метод применяется на объектах в необжитых, отдаленных районах либо районах, связанных с особыми природными условиями. При этом работа организуется по специальному режиму труда. Временем вахты считаются периоды выполнения работы на объекте (участке) и междусменного отдыха в вахтовом поселке. При вахтовом методе организации работ на основании статьи 300 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливается суммированный учет рабочего времени и времени отдыха на каждого конкретного работника за месяц и нарастающим итогом за весь учетный период, но не более чем за год. Учетный период охватывает все рабочее время, время в пути от места нахождения работодателя или от пункта сбора до места работы и обратно и время отдыха, приходящееся на данный календарный отрезок времени. При этом продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов, установленных законодательством.

Согласно части первой п. 8 Правил в периоды работы вахтовым методом, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включается время:

— выполнения работ на объекте,

— междусменного отдыха в вахтовом поселке,

— в пути от места нахождения работодателя или от пункта сбора до места выполнения работы и обратно,

— междувахтового отдыха в данный календарный отрезок времени.

При этом общая продолжительность рабочего времени (нормальная или сокращенная) за учетный период (за месяц, квартал или иной более длительный период, но не более чем за один год) не должна превышать нормального числа рабочих часов, установленного Трудовым кодексом Российской Федерации.

Таким образом, время междувахтового отдыха не исключается из стажа, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, (за исключением случаев назначения досрочной трудовой пенсии в связи с работой в РКС и МКС в соответствии с п/п 6 п. 1 ст. 28 Закона от 17.12.2001).

Периоды работы вахтовым методом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п/п 6 п. 1 ст. 28 Закона от 17.12.2001 исчисляются в календарном порядке с включением в них:

— рабочего времени непосредственно на объекте,

— времени междусменного отдыха в вахтовом поселке,

— времени в пути от места нахождения работодателя или от пункта сбора до места выполнения работы и обратно.

Межвахтовые периоды в «северный» стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по п/п 6 п. 1 ст. 28 Закона от 17.12.2001, не включаются. Такой порядок исчисления периодов работы вахтовым методом в РКС и МКС в равной степени распространяется как на граждан, проживающих в РКС и МКС, так и на граждан, проживающих в других районах Российской Федерации.

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

Льготный порядок определения учета трудовой деятельности

Порядок установления трудового стажа, дающего право на пенсию, по Спискам № 1 и 2; суммирование работ с различными особыми условиями труда; учет периодов временной нетрудоспособности, отпусков, инвалидности; учет периодов службы в армии, учебы; льготное исчисление периодов трудовой деятельности; назначение пенсии за выслугу лет.

Для назначения пенсии по старости в связи с особыми условиями труда, пенсии в связи с работой на Крайнем Севере и пенсии за выслугу лет необходимо иметь общий и специальный трудовой стаж (предусмотренный действующим законодательством для определенной категории трудящихся), дающий право на указанные пенсии.

Общий трудовой стаж представляет собой суммарную продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности, указанной в Законе РФ от 20.11.90 № 340-1 “О государственных пенсиях в Российской Федерации» (далее — Закон о государственных пенсиях). При этом не имеет значения, в какой профессии или должности протекала трудовая или общественная деятельность того или иного лица.

В отличие от общего трудового стажа специальный трудовой стаж, который представляет собой суммарную продолжительность определенной трудовой деятельности (службы), исчисляется по профессиям и должностям, а в некоторых случаях — исходя из занятости на конкретных работах (в производствах) с особыми условиями труда или в определенных местностях.

С учетом специального трудового стажа может устанавливаться пенсия по старости в связи с особыми усло виями труда (ст.12 Закона о государственных пенсиях), работой на Крайнем Севере (ст.14), а также пенсия за выслугу лет (разд. V Закона о государственных пенсиях).

Общий и специальный трудовой стаж как в совокупности, так и в отдельности представляет собой трудовой стаж, поэтому нормы пенсионного законодательства, регулирующие положения, касающиеся трудового стажа, в полной мере относятся как к общему, так и к специальному трудовому стажу.

Трудовой стаж (в т. ч. специальный трудовой стаж) устанавливается на основании документов, выдаваемых в установленном порядке организациями. Характер работы, а также условия, при которых назначаются пенсия в связи с особыми условиями труда и пенсия за выслугу лет, подтверждаются в каждом конкретном случае уточняющей справкой, выдаваемой администрацией организации, со ссылкой на архивные документы того периода, когда производились работы. На основании свидетельских показаний характер работы и условия, при которых предоставляется льготное пенсионное обеспечение, не подтверждаются.

Пенсия по старости в связи с особыми условиями труда назначается лицам, которые постоянно в течение полного рабочего дня заняты выполнением работ, предусмотренных ст.12 Закона о государственных пенсиях. Круг лиц, пользующихся правом на эту пенсию, в зависимости от наименования профессии или должности, определяется Списками соответствующих работ (профессий и должностей). Основная категория лиц, которым действующим законодательством установлено право на пенсию в связи с особыми условиями труда (более 90 %) содержится в Списках № 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение (далее — Списки № 1 и 2), которые применяются в полном объеме на территории РФ в соответствии с постановлением Совмина РСФСР от 02.10.91 № 517.

Работникам, профессии и должности которых включены (в т. ч. дополнительно) в Списки № 1 и 2, в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда, засчитываются все периоды их фактической работы в этих профессиях и должностях или на отдельных работах, в т. ч. и до введения в действие этих Списков (с 1 января 1992 г.).

В соответствии с ч.2 п. “а” и п. “б” ст.12 Закона о государственных пенсиях пенсия в связи с особыми условиями труда может назначаться тем лицам, которые не выработали специального трудового стажа, указанного в ч.1 п. “а” и п. “б” ст.12 Закона о государственных пенсиях, но имеют его не менее половины требуемого. Так, гражданам, имеющим не менее половины стажа на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, дающих право на пенсию по старости по Списку № 1 (мужчины — не менее 5 лет, женщины — не менее 3 лет и 9 мес.), пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст.10 Закона о государственных пенсиях, на один год за каждый полный год такой работы. Общий трудовой стаж при этом должен составлять для мужчин — 20 лет и для женщин — 15 лет.

Уменьшение возраста пропорционально имеющемуся специальному трудовому стажу можно представить в виде следующей таблицы:

Гражданам, имеющим не менее половины специального трудового стажа на работах с тяжелыми условиями труда, дающих право на пенсию по старости по Списку № 2 (мужчины — не менее 6 лет и 3 мес., женщины — не менее 5 лет), пенсия по старости назначается мужчинам с уменьшением общего пенсионного возраста на 1 год за каждые 2 года и 6 мес. такой работы, а женщинам за каждые 2 года такой работы. Общий трудовой стаж при этом должен составлять соответственно 25 и 20 лет. Уменьшение возраста пропорционально имеющемуся специальному трудовому стажу можно представить в виде следующей таблицы:

Следует иметь в виду, что время выполнявшихся до 1 января 1992 г. подземных работ, работ с вредными условиями труда и в горячих цехах, а также других работ с тяжелыми условиями труда, дававших до 1 января 1992 г. право на получение пенсии по старости в связи с особыми условиями труда, засчитывается в специальный трудовой стаж наравне с работами, указанными соответственно в пп. “а” и “б” ст.12 Закона о государственных пенсиях. Это положение регулируется ст.1331 данного Закона.

Гражданам, выполнявшим работы, предусмотренные в раннее действовавшем Списке № 2, чьи профессии или должности перенесены в действующий Список № 1, пенсия по старости в связи с особыми условиями труда (с учетом периода работы до 1 января 1992 г.) должна назначаться по Списку № 1.

Если граждане по ранее действовавшему законодательству были заняты на работах, предусмотренных Списком № 1, а после 1 января 1992 г. эти работы были включены в Список № 2, то в этом случае период до 1992 г. должен засчитываться по Списку № 1, а период после 1 января 1992 г. — по Списку № 2.

В соответствии со ст.133 1 Закона о государственных пенсиях пенсии в связи с особыми условиями труда могут назначаться по пп. “а” и “б” ст.12 указанного Закона не только гражданам, выработавшим на 1 января 1992 г. специальный стаж по Спискам № 1 и 2, но и с уменьшением возраста гражданам, которые имеют его не менее половины. Следует иметь в виду, что не могут назначаться пенсии по старости в связи с особыми условиями труда с уменьшением возраста при неполном специальном стаже гражданам, занятым на работах, предусмотренных пп. “в”-“о” ст.12 Закона о государственных пенсиях.

Однако, если работники, чьи профессии и должности включены в пп. “д”-“и” ст.12 Закона о государственных пенсиях, до 1 января 1992 г. были предусмотрены в Списке № 2, не выработали специального трудового стажа, дающего право на пенсию в связи с особыми условиями труда по Списку № 2, утв. постановлением Совмина СССР от 22.08.56 № 1173, но имеют его не менее половины требуемого, то вопрос об их праве на пенсию по старости раньше установленного возраста может быть рассмотрен в соответствии с ч.2 п. “б” ст.12 Закона о государственных пенсиях.

Cтатьей 13 Закона о государственных пенсиях при рассмотрении вопросов льготного пенсионного обеспечения предусмотрено суммирование работ с различными особыми условиями труда. В основу этого суммирования положен принцип присоединения большей льготы к меньшей или суммирование равных льгот. Так, к работе, указанной в п. “а” ст.12 Закона о государственных пенсиях, нельзя присоединять никакую работу, предусмотренную в данной статье. В то же время к работе, указанной в п. “г” ст.12 Закона о государственных пенсиях, присоединяется работа, указанная во всех пунктах этой статьи.

И. имеет 3 года специального трудового стажа травильщицей по Списку № 1 (п. “а” ст.12 Закона о государственных пенсиях) и 17 лет работы текстильщицей. В соответствии со ст.13 Закона о государственных пенсиях ей может быть назначена пенсия по старости в связи с особыми условиями труда только по п. “г” ст.12 Закона о государственных пенсиях как текстильщице с 50 лет, а не по п. “а”, т.е. с 45 лет.

Мужчина в возрасте 55 лет, имеющий общий трудовой стаж 32 года, обратился за назначением пенсии по старости в связи с особыми условиями труда. Работал он составителем поездов (п. “д” ст.12 Закона о государственных пенсиях) — 4 года, докером-механизатором комплексной бригады (п. “з”) — 10 лет и трелевщиком (п. “ж”) — 8 лет. Пенсия по старости ему может быть назначена по п. “з” как докеру-механизатору, поскольку суммарная продолжительность специального стажа с учетом пп. “д” и “ж” у него составит 22 года, что достаточно для назначения такой пенсии. Назначить ему пенсию как составителю поездов или трелевщику нельзя, так как к пп. “ж” и “д” работа докера-механизатора не присоединяется, а суммированная работа составителем поездов и трелевщиком составляет менее требуемых 12 лет и 6 мес.

Следует иметь в виду, что в тех случаях, когда в результате присоединения к работе, указанной в п. “б” ст.12 Закона о государственных пенсиях, других работ, указанных в этой статье, у работника не хватает специального трудового стажа (ч.1 п. “б” ст.12), но он составляет не менее половины требуемого, то, применяя п. “б” ст.12 Закона, мужчине может быть назначена пенсия по старости по Списку № 2 с уменьшением общего пенсионного возраста на 1 год за каждые 2 года и 6 мес. суммированной работы, а женщине — на 1 год за каждые 2 года.

Наряду с фактической работой в специальный трудовой стаж включаются периоды временной нетрудоспособности и ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные, а также периоды нахождения на инвалидности I и II групп вследствие увечья, связанного с производством или профессиональным заболеванием.

Следует иметь в виду, что не все отпуска, которые наряду с ежегодными предоставляются работникам, являются дополнительными. При возникновении подобных вопросов следует руководствоваться ст.68 КЗоТ РФ, в которой говорится, что ежегодные дополнительные отпуска предоставляются:

работникам, занятым на работах с вредными условиями труда;

работникам, занятым в отдельных отраслях народного хозяйства и имеющим продолжительный стаж работы на одном предприятии, в организации;

работникам с ненормированным рабочим днем;

работникам, работающим в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним районах;

в других случаях, предусмотренных законодательством и коллективными договорами или локальными нормативными актами.

Как видно, эти отпуска предоставляются работникам за работу, выполняемую ими в определенных условиях и в определенном режиме, поэтому они в отличие от других отпусков, предоставляемых в соответствии с законодательством (например, отпуск без сохранения заработной платы, отпуск по уходу за ребенком и др.), являются составной частью ежегодных оплачиваемых отпусков (ст.66 КЗоТ РФ) и включаются в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда.

Учитывая изложенное, все другие отпуска, предоставляемые в установленном порядке (без сохранения заработной платы, в связи с обучением в вечерних и заочных высших и средних специальных учебных заведениях, за выполнение государственных и общественных обязанностей и т.д.), в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, не включаются.

Время инвалидности I и II групп вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания приравнивается к работе, на которой получено указанное увечье или заболевание. При этом не имеет значения продолжительность работы, на которой была получена инвалидность, а также время наступления инвалидности I и II групп и перерывы в ней.

Гражданин получил трудовое увечье в результате несчастного случая, который произошел во время работы сталеваром (эта работа дает право на пенсию в связи с особыми условиями труда по Списку № 1) в сталеплавильном цехе металлургического завода. Пострадавший в течение 3 месяцев был нетрудоспособен, затем в результате улучшения состояния здоровья продолжил работу на металлургическом заводе, но по профессии, не дающей право на пенсионные льготы. Через 3 года сказались последствия несчастного случая, и пострадавшему установили инвалидность II группы вследствие трудового увечья, связанного с производством. Впоследствии, по истечении 1 года ему на год была установлена инвалидность III группы, затем был перерыв в инвалидности. После годового перерыва ему вновь была установлена II группа инвалидности на 2 года. При этом причина инвалидности не изменялась.

В данном случае к работе сталеваром будет приравнено время нахождения на инвалидности II группы в течение трех лет независимо от того, что у гражданина был перерыв в инвалидности.

При рассмотрении вопроса о возможности включения времени нахождения на инвалидности I и II групп вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда по ст.12 Закона о государственных пенсиях, следует учитывать два момента.

Во-первых, в данном случае речь может идти только о периоде инвалидности I и II групп вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания, т.е. увечья, полученного в результате несчастного случая непосредственно на производстве. Пенсионное законодательство не дает четкого определения, что такое увечье, связанное с производством.

Вместе с тем ст.3 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» раскрывает термин “несчастный случай на производстве”, под которым понимается событие, в результате которого работник (застрахованный) получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных этим законом случаях как на территории организации, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном организацией (страхователем), и которое повлекло необходимость перевода работника на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности. Однако инвалидность I и II групп устанавливается тем гражданам, которые в результате несчастного случая на производстве полностью утратили способность к регулярному профессиональному труду в обычных условиях.

Иначе говоря, инвалидность I и II групп трудящегося считается наступившей вследствие увечья, связанного с производством, если несчастный случай, вызвавший полную утрату профессиональной трудоспособности в обычных условиях, произошел при обстоятельствах, указанных в пп. “а”-“г” с уточнением п. “б” ст.39 Закона о государственных пенсиях, т.е. при следовании на работу или с работы на транспорте, предоставленном организацией (страхователем).

Во-вторых, время нахождения на инвалидности I и II групп может приравниваться только к той работе, на которой получено указанное увечье или профессиональное заболевание. Это означает, что период инвалидности I и II групп вследствие трудового увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания включается в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда по ст.12 Закона о государственных пенсиях, если инвалидность наступила вследствие увечья, полученного непосредственно на работе, дающей право на указанную пенсию. Если увечье или профессиональное заболевание получены на работе, не дающей права на пенсию в связи с особыми условиями труда по ст.12 Закона о государственных пенсиях, то время инвалидности I и II групп вследствие трудового увечья в специальный трудовой стаж, дающий право на указанную пенсию, не включается.

Льготный порядок определения учета трудовой деятельности

Заплатить налоги необходимо до 2 декабря. Если у вас есть вопросы о порядке уплаты или расчете налогов, присылайте их на [email protected] Ответы на самые популярные из них мы опубликуем на портале ГАРАНТ.РУ.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Определение Верховного Суда РФ от 9 декабря 2005 г. N 16-В05-29 «При подсчете стажа для назначения пенсии на льготных основаниях продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности в районах Крайнего Севера исчисляется в календарном порядке» (извлечение)

Определение Верховного Суда РФ от 9 декабря 2005 г. N 16-В05-29
«При подсчете стажа для назначения пенсии на льготных основаниях продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности в районах Крайнего Севера исчисляется в календарном порядке»
(извлечение)

Л. обратился в суд с иском к государственному учреждению управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ УПФ РФ) по Кировскому району г. Волгограда об оспаривании действий по установлению страхового стажа.

Решением Кировского районного суда г. Волгограда от 26 августа 2004 г. заявление оставлено без удовлетворения.

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда 21 октября 2004 г. решение суда оставила без изменения.

В надзорной жалобе Л. просил отменить указанные постановления.

Определением судьи Верховного Суда РФ от 28 октября 2005 г. дело истребовано в Верховный Суд РФ.

Судья Верховного Суда РФ, рассмотрев 9 декабря 2005 г. истребованное по надзорной жалобе дело, в передаче его для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции отказал, указав следующее.

В силу ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений нижестоящих судов в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.

Таких нарушений судами при рассмотрении данного дела не допущено.

Согласно п. 9 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом, но не позднее 1 января 2013 г. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях — заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу названного Федерального закона .

Как установлено в п. 1 ст. 12 указанного Федерального закона, исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в календарном порядке.

В п. 2 ст. 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что со дня вступления в силу данного Федерального закона утрачивают силу Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», а другие федеральные законы, принятые до дня вступления в силу Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей Федеральному закону.

В ст. 28 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» определено, что при подсчете трудового стажа для назначения пенсии на общих, льготных основаниях, а также в связи с особыми условиями труда период работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях исчисляется в полуторном размере, независимо от факта заключения срочного трудового договора (контракта).

Согласно п. 3.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. N 2-П в целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал и установлен перечень периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности, включаемых в общий трудовой стаж и учитываемых в календарном порядке ( п. 4 ).

Отменив льготное (кратное) исчисление общего трудового стажа и исключив из него некоторые периоды общественно полезной деятельности, в течение которых не уплачивались страховые взносы, законодатель придал норме п. 4 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» обратную силу и распространил ее на граждан, приобретших пенсионные права до 1 января 2002 г. Вместе с тем, вводя новый порядок исчисления общего трудового стажа, он установил такой минимальный уровень пенсионного обеспечения (минимальный расчетный размер трудовой пенсии), который превышает ранее установленный максимальный размер трудовой пенсии и, во всяком случае, превышает уровень пенсионного обеспечения, исчисленный исходя из норм Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Суд, руководствуясь приведенными нормами, а также принимая во внимание изложенную правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, пришел к правильному выводу о том, что продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности исчисляется в календарном порядке, независимо от того, что ранее действовавшим законодательством для периодов работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, засчитываемых в общий трудовой стаж, было предусмотрено льготное исчисление, в связи с чем признал действия ГУ УПФ РФ по Кировскому району г. Волгограда по назначению и исчислению пенсии Л. правомерными.

Довод в надзорной жалобе Л. о том, что согласно ст. 28 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» периоды его «работы в районах Крайнего-Севера следует исчислять в полуторном размере, а не в календарном, основан на неправильном толковании норм материального права.

Оценку пенсионных прав гражданина (по его желанию) можно произвести исходя из размера пенсии, исчисленного по условиям и нормам Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», что вытекает из пп. 6 и 9 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», предусматривающих возможность осуществления оценки пенсионных прав исходя из расчетного размера пенсии, исчисленного по нормам Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» ( п. 6 ), а также применения при оценке пенсионных прав застрахованных лиц порядка исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу вышеуказанного Федерального закона ( п. 9 ).

Однако при этом следует учитывать, что если в качестве расчетного размера трудовой пенсии принимается сумма пенсии, исчисленная на основании Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» без учета индивидуального коэффициента пенсионера, то при подсчете трудового стажа подлежат применению не только нормы этого Закона , регулирующие порядок и условия включения в трудовой стаж периодов работы, иных периодов, а также возможность включения некоторых периодов в льготном исчислении, но и положения ст.ст. 16 и 17 , а также ст. 18 данного Закона, в которой установлено ограничение максимального размера пенсии тремя (либо тремя с половиной) минимальными размерами пенсии. Исчисленный в таком порядке размер пенсии применяется для последующего определения расчетного пенсионного капитала пенсионера.

Таким образом, как указывалось ГУ УПФ РФ по Кировскому району г. Волгограда, оценка пенсионных прав заявителя произведена по наиболее выгодному для него варианту.

Довод в надзорной жалобе о необоснованности ссылки на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. N 2-П не является основанием для отмены судебных постановлений, поскольку сводится к ошибочному толкованию норм материального права.

Именно в п. 3.2 названного Постановления указано, что для лиц, на которых в соответствии со ст. 28 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» распространялось правило об исчислении в полуторном размере трудового стажа для назначения трудовой пенсии, законодатель предусмотрел дополнительный компенсационный механизм. Так, п. 2 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, подтверждено установленное Федеральным законом от 8 августа 2001 г. «О внесении дополнений в статью 7 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» более высокое, чем для других граждан, соотношение среднемесячного заработка застрахованного лица и среднемесячной заработной платы в Российской Федерации, учитываемое при оценке пенсионных прав.

Норма п. 4 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в силу которой — во взаимосвязи с п. 2 ст. 31 этого же Федерального закона — исключается льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и отменяется включение некоторых нестраховых периодов в общий трудовой стаж при исчислении расчетного размера трудовой пенсии в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично).

Похожих постов не найдено