Методические рекомендации Курск, 2014 г, фактор обусловливающий получение выплаты районного коэффициента

Содержание
  1. Методические рекомендации Курск, 2014 г
  2. Фактор обусловливающий получение выплаты до мрот
  3. Порядок доплаты до мрот в 2018 году (нюансы)
  4. Доплата до мрот
  5. Мрот – назначение, порядок применения и расчета
  6. Какие факторы определяют размер мрот
  7. Мрот 2018 минимальный размер оплаты труда с 1 мая 2018 года
  8. Новый мрот
  9. Доплата до мрот в 2018 году
  10. Фактор обусловливающий получение выплаты до мрот
  11. Фактор обусловливающий получение выплаты до мрот
  12. Порядок доплаты до мрот в 2018 году (нюансы)
  13. Доплата до мрот
  14. Мрот – назначение, порядок применения и расчета
  15. Какие факторы определяют размер мрот
  16. Мрот 2018 минимальный размер оплаты труда с 1 мая 2018 года
  17. Новый мрот
  18. Доплата до мрот в 2018 году
  19. Фактор обусловливающий получение выплаты до мрот
  20. Оплата труда в местностях с особыми климатическими условиями
  21. Стимулирующие и компенсационные выплаты

Методические рекомендации Курск, 2014 г

НазваниеМетодические рекомендации Курск, 2014 г
страница4/19
Дата публикации15.02.2016
Размер2.37 Mb.
ТипМетодические рекомендации

p.120-bal.ru > Документы > Методические рекомендации

Размер выплат компенсационного характера и фактор, обуславливающий получение выплаты

Наименование выплатыФактор, обуславливающий получение выплатыРазмер выплаты
Работа в сельской местностиУказывается конкретное название сельского населенного пункта, где работает работник25%
Работа в ночное времяУказывается время работы в ночную сменуУказывается конкретный размер доплат, установленный в положении об оплате труда работников учреждения, в соответствии с отраслевым тарифным соглашением
Совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема выполняемых работ и выполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договоромУказывается конкретная должность или профессия совмещаемая работником или объем расширяемой площади обслуживанияУказывается конкретный размер доплаты к окладу (по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы)
Работа в выходные и нерабочие праздничные дни_Указываются конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день (ст. 153 Трудового кодекса Российской Федерации)
Сверхурочная работаУказывается факт наличия сверхурочной работы (не более 4 часов

в течение двух дней подряд и 120 часов в год)

Сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы — не менее чем в двойном размере
Работа с вредными и (или) опасными условиями трудаЕсли работник принимается на работу с вредными и (или) опасными условиями труда указывается характеристика условий труда на рабочем местеУказываются конкретные размеры доплат, установленные в положении об оплате труда работников учреждения, в соответствии с отраслевым тарифным соглашением за данный вид выплат по результатам аттестации рабочего места.
Особенность деятельности отдельных видов учреждений и отдельных категорий работниковПеречисляются конкретные особенности деятельности отдельных видов учреждений и отдельных категорий работниковУказываются конкретные размеры доплат, установленные в положении об оплате труда работников учреждения, в соответствии с отраслевым тарифным соглашением
Работа со сведениями, составляющими государственную тайнуУказывается степень секретностиУказываются конкретные размеры доплат в зависимости от степени секретности

по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта

Размер и условия выплат стимулирующего характера

а) за качественные показатели деятельности учреждения до ______(% к окладу)

Перечень показателейКритерии оценки(значения показателей)Размер стимулирующих выплат, в % к должностному окладуПериодичность (квартальная, годовая, ежемесячная)
Перечисляются качественные показатели деятельности работника, установленные по каждой категории должностей и профессий в положении об оплате труда работников учрежденияУказываются значения показателей в соответствии с положением об оплате труда работников учрежденияУказывается размер выплаты за каждый качественный показатель деятельности в соответствии с размером, установленным в положении об оплате труда работников учреждения.

В итоге размер выплаты за каждый показатель суммируется и итоговая сумма указывается с приставкой «до»

Указывается периодичность выплаты с учетом достижения целей и показателей эффективности деятельности |учреждения

Например, по должности преподаватель:

0 %

..%

0 %

б) за ученную степень___________________________ _______________(% к окладу),

(указать вид ученой степени)

в) за почетное звание ___________________________________________(% к окладу),

(указать вид почетного звания)

г) за продолжительность непрерывной работы _________(% к окладу).

по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта
Приложение N 3

к Программе поэтапного

совершенствования системы оплаты

труда в государственных

на 2012 — 2018 годы
Примерная форма

трудового договора с работником государственного(муниципального) учреждения
___________________________ «__» ___________ 20__ г.

(город, населенный пункт)
__________________________________________________________________________,

(наименование учреждения в соответствии с уставом)

в лице ___________________________________________________________________,

действующего на основании ________________________________________________

__________________________________________________, именуемый в дальнейшем

работодателем, с одной стороны, и ________________________________________,

именуемый(ая) в дальнейшем работником, с другой стороны (далее — стороны)

заключили настоящий трудовой договор о нижеследующем:
I. Общие положения
1. По настоящему трудовому договору работодатель предоставляет

работнику работу по _______________________________________________________

(наименование должности, профессии или

специальности с указанием квалификации)

а работник обязуется лично выполнять следующую работу в соответствии с

условиями настоящего трудового договора:

(указать конкретные виды работ, которые работник должен выполнять по

2. Работник принимается на работу:

(полное наименование филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения работодателя, если работник принимается на работу в конкретные филиал, представительство или иное обособленное структурное подразделение работодателя с указанием его местонахождения)

3. Работник осуществляет работу в структурном подразделенииработодателя _________________________________________________________________________________.

(наименование необособленного отделения, отдела, участка,

лаборатории, цеха и пр.)

4. Работа у работодателя является для работника: ______________________________________

(основной, по совместительству)

5. Настоящий трудовой договор заключается на: _________________________

(неопределенный срок, определенный срок (указать продолжительность), на время выполнения определенной работы с указанием причины (основания) заключения срочного трудового договора в соответствии со статьей 59Трудового кодекса Российской Федерации)

6. Настоящий трудовой договор вступает в силу с «__» __________ 20__ г.

7. Дата начала работы «__» ____________ 20__ г.

8. Работнику устанавливается срок испытания продолжительностью ________месяцев (недель, дней) с целью проверки соответствия работника поручаемойработе.
II. Права и обязанности работника
9. Работник имеет право на:

а) предоставление ему работы, обусловленной настоящим трудовым договором;

б) обеспечение безопасности и условий труда, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда;

в) своевременную и в полном объеме выплату заработной платы, размер и условия получения которой определяются настоящим трудовым договором, с учетом квалификации работника, сложности труда, количества и качества выполненной работы;

г) иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации, настоящим трудовым договором.

10. Работник обязан:

а) добросовестно выполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него пунктом 1 настоящего трудового договора;

б) соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у работодателя, требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;

в) соблюдать трудовую дисциплину;

г) бережно относиться к имуществу работодателя, в том числе находящемуся у работодателя имуществу третьих лиц, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества, и других работников;

д) незамедлительно сообщать работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя, в том числе находящемуся у работодателя имуществу третьих лиц, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества, имуществу других работников.
III. Права и обязанности работодателя
11. Работодатель имеет право:

а) требовать от работника добросовестного исполнения обязанностей по настоящему трудовому договору;

б) принимать локальные нормативные акты, в том числе правила внутреннего трудового распорядка, требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;

в) привлекать работника к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами;

г) поощрять работника за добросовестный эффективный труд;

д) иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации и настоящим трудовым договором.

12. Работодатель обязан:

а) предоставить работнику работу, обусловленную настоящим трудовым договором;

б) обеспечить безопасность и условия труда работника, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда;

в) обеспечивать работника оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения им трудовых обязанностей;

г) выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные сроки;

д) осуществлять обработку и обеспечивать защиту персональных данных работника в соответствии с законодательством Российской Федерации;

е) знакомить работника под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с его трудовой деятельностью;

ж) исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и настоящим трудовым договором.
IV. Оплата труда
13. За выполнение трудовых обязанностей, предусмотренных настоящим трудовым договором, работнику устанавливается заработная плата в размере:

а) должностной оклад, ставка заработной платы ___________ рублей в месяц;

б) работнику производятся выплаты компенсационного характера:

Перечень показателейКритерии оценки (значения показателей)Размер стимулирующих выплат, в % к должностному окладуПериодичность (квартальная, годовая, ежемесячная)
1. Достижение обучающимися высоких показателей, | стабильность и рост качества обученияабсолютная успеваемость обучающихся: 95% и более менее 95 %. %один раз в семестр
качественная успеваемость

менее 20 %

%один раз в семестр
2. Качество обеспечения учебного

процесса

разработка и внедрение авторских программ
разработка рабочих программ и материалов учебно-методического сопровождения
исследовательская, экспериментальная и опытническая работа с обучающимися и опытническая работа с обучающимися
участие в инновационной деятельности
внедрение программ углубленного изучения предметов
%

………%

один раз в семестр
  1. Организация и проведение внеурочных мероприятий по дисциплине (модулю)
охват обучающихся:

менее 50

один раз в семестр
4.Подготовка обучающихся к участию в научно-практических конференциях, олимпиадах по дисциплине (модулю)за каждое мероприятие всероссийского уровня:

за каждое мероприятие областного уровня:

за каждое мероприятие уровня учреждения: подготовка участников

подготовка победителей

один раз в семестр
5.Проведение уроков (занятий) высокого качествадоля уроков (занятий), при проведении которых используются информационные технологии, проектная деятельность и иные формы активного обучения (при наличии оформленных документов):

менее 30%

один раз в семестр
6.Эффективность трудовой деятельностиназначается при: выполнении

Правильного ведения и своевременной

сдачи отчетной и деловой

документации

один раз в семестр
Итого:До _____%

в) работнику производятся выплаты стимулирующего характера:

Фактор обусловливающий получение выплаты до мрот

Этот показатель получился из разницы МРОТ и заработной платы (7 500-7 000).

  • Доплата по МРОТ сотрудникам, которые трудятся в районах Крайнего Севера и на приравненных территориях, с учетом районного коэффициента. ВС РФ в своем определении от 2011 г. (как пример №3-В11-16) указал, что заработная плата сотрудников, организации которых расположены в районах Крайнего Севера и территориях, приравненных к нему, должна устанавливаться не меньше уровня МРОТ. На заработную плату начисляются % надбавка за длительность работы, а также районный коэффициент. Сотрудник трудится в организации, которая находится в местности с применяемым районным коэффициентом 1,3. Также гражданину положена по закону надбавка в % размере 10. Оклад работника согласно должности равен 4 100 рублей.

Порядок доплаты до мрот в 2018 году (нюансы)

Качественный образец такого документа, который не вызовет вопросов у проверяющих, должен включать в себя следующие информационные разделы:

  • шапка документа, включающая реквизиты компании, наименование документа, его номер и другие сведения;
  • основание для осуществления доплаты. Здесь приводятся ссылки на нормативные акты федерального и регионального уровня, которые устанавливают определенный размер МРОТ, реквизиты локальных нормативных документов компании и сведения об иных документах, которые обусловливают правомерность предоставления работникам доплаты до МРОТ;
  • информация о работнике или работниках, которым начисляются дополнительные выплаты.

Доплата до мрот

Последний рассчитывается на основе продуктовой корзины, непродовольственных товаров и услуг, которые необходимы для обеспечения жизнедеятельности человека. В целом, низкий уровень МРОТ в России является достаточно острой социально-экономической проблемой, так как ведет к снижению уровня заработной платы, а также к выплатам нелегальной зарплаты, которая не учитывается в налогообложении и с которой не платятся пенсионные отчисления. По оценке МЭР прожиточный минимум (черта бедности) в среднем по России в 2013 г.
составляла 7 911 р. В прошлом году процентное соотношение МРОТ к прожиточному минимуму составляло 65.8%. Увеличение МРОТ могло бы способствовать сокращению доли работников с зарплатой ниже прожиточного минимума (в настоящее время она достигает 14% от общей численности работающих), а также увеличению налоговых поступлений.

Мрот – назначение, порядок применения и расчета

Какие факторы определяют размер мрот

Чаще всего эта категория работников трудится неполный день. Все это указывается в трудовом договоре, например, при 8-ми часовом рабочем дне организации, совместители трудятся 4 часа. По статье 285 ТК РФ оплачивать труд совместителей необходимо пропорционально рабочему времени, которое они отработали.


Например, совместитель, который работает полдня, должен получить заработную плату в размере не меньше 50% от МРОТ. Если сумма меньше, то внутренним совместителям доплачивают работодатели. В этом отношении совместители ничем не отличаются от основного персонала.


Работодатели производят доплату сотрудникам, чья заработная плата меньше МРОТ. Возможность доплачивать дана работодателям исходя из судебной практики, письма Минфина от 2009 года, ФНС России от 2010 года и т.д.

Мрот 2018 минимальный размер оплаты труда с 1 мая 2018 года

    для компании — 30-50 тыс.руб. при первичном и 50-100 тыс. руб. при повторном нарушении.

Подробнее о порядке применения указанных санкций мы рассказываем в этой статье. Меры ответственности перед работником за выплату зарплаты ниже МРОТ Помимо уплаты штрафа в пользу государства, компания, допустившая необоснованное занижение зарплат сотрудников, может столкнуться с дополнительными расходами. Это произойдет в случае, если работник подаст в суд исковое заявление с требованием:

  • предоставить положенную законом доплату за весь период получения необоснованно низкой зарплаты;
  • уплатить компенсацию за задержку выплаты заработной платы за этот период.

Оба требования являются правомерными, поскольку обоснованы положениями ст.

Новый мрот

В качестве него может быть использован один из следующих вариантов: локальное положение об оплате труда, в котором прописывается необходимость дополнительных выплат для сотрудников с низким уровнем зарплаты. Фрагмент примера оформления такого положения вы можете найти в нашем материале; коллективный договор с работниками предприятия, содержащий аналогичные положения; трудовой договор с работником, в котором указывается условие о начислении доплаты в случае, если зарплата сотрудника окажется ниже минимального размера оплаты труда. Приказ о доплате до МРОТ Чтобы понять, как оформить доплату до МРОТ, необходимо вспомнить, что все значимые действия руководства компании оформляются соответствующими приказами.

В данном случае речь идет о приказе об оплате до МРОТ. Образец такого документа действующим законодательством не предусмотрен.

Доплата до мрот в 2018 году

Размер МРОТ в России МРОТ используется не только для регулирования рабочих отношений, но и для определения размера пособия по нетрудоспособности, беременности и родам, а также для других целей обязательного социального страхования. Также в России на основе МРОТ рассчитываются налоги, сборы, штрафы. Различают федеральные и региональные уровни МРОТ. В 2014 г.

МРОТ составляет 5554 р., он вырос на 6,7% к уровню 2013 г. По сравнению с 2007 г. размер МРОТ увеличился более, чем в два раза — с 2300 р. В каждом регионе может устанавливаться собственный размер МРОТ, исходя из его экономической специфики.

Например, в Москве МРОТ ежегодно пересматривается 2 раза — 1 января и 1 июля. В 2014 г. он составляет 12 600 р. (в 2013 г. — 11 700 р.). Сегодня в России сложилась ситуация, при которой закрепленный МРОТ ниже, чем официальный прожиточный минимум.

Что делать, если зарплата ниже минимальной? Если начисленная заработная плата сотрудника за полностью отработанный месяц менее установленного предела, то в первую очередь следует обратиться к работодателю или бухгалтеру. Необходимо убедиться, что это не случайная ошибка и нарушение действительно допущено. При наличии возможности решить вопрос без конфликта, получить компенсацию и избежать недоплат в будущем, будет разумным ее использовать.
Когда подобные нарушения носят систематический характер, а работодатель категорически отказывается исправлять ситуацию, остается два варианта: сменить работу или отстаивать свои права. Изначально требуется получить в бухгалтерии справку о размере заработной платы и написать письменный запрос на имя руководителя предприятия, с просьбой пояснить причины, по которым зарплата не достигает установленного минимума.

Фактор обусловливающий получение выплаты до мрот

Обращаем внимание на следующие моменты:

  • Помимо МРОТ, определяемого на федеральном уровне, некоторые субъекты РФ устанавливают свой минимальный размер заработной платы в соответствии с правилами ст. 133.1 ТК РФ. Региональный МРОТ не может быть ниже федерального.
  • Установленного уровня МРОТ (федерального или регионального) должна достигать именно зарплата работника – с учетом всех ее составных частей: оклада, надбавок, компенсационных выплат и т. д. (см. ст. 129 ТК РФ). Разумеется, если работнику выплачивается только оклад, то его следует сравнить с уровнем МРОТ и при необходимости увеличить до него (см.

Фактор обусловливающий получение выплаты до мрот

Поскольку сотрудник не отрабатывает норму времени, установленную действующим законодательством, установление ему заработной платы в размере, пропорциональной отработанному времени, является правомерным. При этом необходимо проследить за тем, чтобы доплата до МРОТ при неполном отработанном месяце соответствовала действующим требованиям, а расчетная оплата труда за полный день при данной ставке все же была выше минимального уровня. О том, как проверить соблюдение этого условия, читайте в нашей статье. Аналогичный порядок расчета минимально допустимого уровня зарплаты применяется к сотрудникам, которые работают на условиях совместительства. Размер оплаты его труда рассчитывается исходя из фактически отработанного времени на дополнительной работе.

Порядок доплаты до мрот в 2018 году (нюансы)

Расчет суммы доплаты до МРОТ В качестве примеров рассмотрим самые распространенные ситуации, возьмем размер МРОТ, который вводится с 01.05.2018:

  • Работник трудится на полную ставку, районных коэффициентов и надбавок нет, оклад равен 5 000 руб., ежемесячная премия – в размере 2 000 руб., бюджетная организация. Итак, работник на руки получает 7 000 руб., что на 4 163 руб. меньше установленного МРОТ. Соответственно, ему необходимо доплатить 4 163 руб.
  • Работник трудится в московской фирме – участнике регионального соглашения о минимальной зарплате в г.

Москве. Оклад – 15 000 руб., ежемесячная премия – 2 000 руб. Поскольку в настоящий момент региональный МРОТ в г. Москве равен 17 300 руб. (см.

Доплата до мрот

    для виновного должностного лица — штраф в размере 10-20 тыс.

Мрот – назначение, порядок применения и расчета

К таким работникам часто относятся совместители, пенсионеры, несовершеннолетние. У лиц работающих на неполную ставку оклад может не достигать минимума.

  • Если региональный МРОТ превышает федеральный, у сотрудников казенных, автономных и бюджетных учреждений, финансируемых из федерального бюджета, может быть оклад, ниже порога, установленного в регионе. Эти предприятия не обязаны использовать в расчетах региональный МРОТ.
  • Во всех остальных случаях оклад, не дотягивающий до минимума, является нарушением прав и интересов работника.
    За подобные действия работодателю может грозить серьезный штраф: должностному лицу от 1000 до 5000 рублей, юридическому лицу от 30 до 50 тысяч. При повторных нарушениях штрафы увеличиваются.

Какие факторы определяют размер мрот

К ним относится вознаграждение за труд, выплаты компенсационного и стимулирующего характера. После расчета заработной платы, в которую входят все эти составляющие, если ее размер ниже МРОТ, работодатели производят доплату. Закон говорит о том, что в случае финансирования учреждения из бюджета федерального уровня, доплата до МРОТ, установленного в регионе, не начисляется.

Доплата до МРОТ при совмещении в бюджетном учреждении На предприятии, помимо основных работников, трудятся совместители. Они могут быть внутренними и внешними, привлекаться для выполнения конкретной трудовой деятельности.

Мрот 2018 минимальный размер оплаты труда с 1 мая 2018 года

    если повышенный уровень МРОТ был введен несколько месяцев назад, а работодатель не знал об этом факте, здесь налицо его собственная вина. В этой ситуации в дополнение к уплате положенных работникам средств он еще должен будет выплатить компенсацию за задержку их начисления. Такие правила установлены ст. 236 ТК РФ. Именно поэтому работодателю стоит тщательно следить за изменением действующего законодательства в сфере оплаты труда работников не только на региональном, но и на федеральном уровне.

Нарушение действующих требований может повлечь за собой наступление ответственности.

  • Больше информации о нюансах финансовых требований к работодателю в каждой из этих ситуаций вы можете найти в нашем материале.
  • Новый мрот

    Повышение МРОТ Региональные власти, в свою очередь, могут корректировать данный показатель, но только в сторону повышения. Например, в Москве этот минимальный порог на сегодняшний день составляет не 7500 как во многих регионах, а 17561 рубль. Региональный показатель утверждается:

    • местными властями
    • профсоюзными организациями либо иными представительствами работников
    • союзом работодателей: промышленников, предпринимателей и т.д.

    В течение 30-ти дней после опубликования регионального решения по поводу МЗП, частные компании могут выразить свое несогласие его придерживаться.
    Данный отказ должен быть правильно оформленным и обоснованным, и как показывает практика, к нему прибегают крайне редко. После повышения МРОТ все минимальные зарплаты должны быть увеличены до установленного предела.

    Доплата до мрот в 2018 году

    Бизнес юрист Что входит в МРОТ: что собой представляет, от чего зависит и на что влияет показатель Уровень жизни и благосостояния граждан страны напрямую зависит от оплаты их труда. Поэтому государственные власти постоянно контролируют и регулируют данный вопрос. Одним из инструментов государственного воздействия является МРОТ (минимальный размер оплаты труда), т.

    е. нижний порог допустимой заработной платы в России. Содержание:

    • 1 Что такое МРОТ?
    • 2 Применение данного показателя
    • 3 Что входит в МРОТ?
    • 4 Может ли оклад быть меньше МРОТ?
    • 5 Что делать, если зарплата ниже минимальной?
    • 6 Каким образом происходит повышение размера?

    Что такое МРОТ? МЗП (минимальная зарплата) или МРОТ – это минимум, установленный на законодательном уровне, который наниматель должен выплатить сотруднику за полный отработанный месяц.

    Фактор обусловливающий получение выплаты до мрот

    Доплата до МРОТ в 2018 году Доплата до МРОТ при неполном отработанном месяце Приказ о доплате до МРОТ (образец) Расчет суммы доплаты до МРОТ Доплата до МРОТ в 2018 году 01.01.2018 в очередной раз изменится минимальный размер оплаты труда (далее по тексту – МРОТ), достигнув уровня 9 489 руб. с 01.05.2018 его размер достигнет прожиточного минимума и составит 11 163 руб. (закон «О внесении изменений от 07.03.2018 № 41-ФЗ»). С 01.01.2019, и далее размер МРОТ будет определяться из размера прожиточного минимума за 2-ой квартал предыдущего года. При снижении размера прожиточного минимума размер МРОТ остается на уровне прежнего года.


    Трудовой кодекс РФ гарантирует гражданам оплату труда в размере не менее МРОТ (абз. 7 ст. 133 Трудового кодекса РФ).

    Оплата труда в местностях с особыми климатическими условиями

    Статьи по теме

    Условие оплаты труда является одним из обязательных условий трудового договора и вытекает из возмездного характера трудового договора: при его заключении стороны договариваются о том, какое количество труда определенного вида и квалификации должен выполнить работник и какое вознаграждение за этот труд должен выплатить работодатель.

    Осуществляя территориальное регулирование заработной платы, государство предусматривает повышенную оплату лицам, занятым на работах в неблагоприятных природно-климатических условиях, в частности в районах Крайнего Севера. Так, в соответствии со ст. 315 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок.

    Районный коэффициент является показателем относительного увеличения заработной платы, установленным с целью компенсации дополнительных материальных затрат и физиологических нагрузок в связи с работой в неблагоприятных природно-климатических условиях Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

    Процентную надбавку к заработной плате можно определить как установленную в процентном отношении к тарифной ставке, окладу (должностному окладу) выплату компенсационного характера, которую регулярно получает работник за стаж работы в суровых климатических условиях Крайнего Севера и приравненных к нему местностей.

    Внимание

    Районный коэффициент выполняет компенсационную функцию, т.е. компенсирует дополнительные материальные затраты и физиологические нагрузки в связи с работой в неблагоприятных природно-климатических условиях Крайнего Севера и приравненных к нему местностей, начисляется с первого дня работы у работодателя.

    Процентная надбавка стимулирует длительную работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, т.к. для ее установления работнику необходимо иметь определенную продолжительность трудового стажа на Крайнем Севере или в приравненных к нему местностях.

    Районные коэффициенты, установленные централизованно, в соответствии с постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС № 380/П-18 от 04.09.1964 «Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» и в настоящее время применяются к заработной плате работников бюджетной сферы. Это подтверждено в Информационном письме Департамента по вопросам пенсионного обеспечения, Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда России, Управления пенсионного обеспечения Исполнительной дирекции Пенсионного фонда РФ от 09.06.2003 № 1199-16 «О размерах районных коэффициентов, действующих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, установленных в централизованном порядке».

    Кроме того, до настоящего времени применяется ряд постановлений Госкомтруда СССР, которыми установлены районные коэффициенты для отдельных районов и местностей, например:

    Постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 20.11.1967 № 512/П-28 «О размерах районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и европейского Севера, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения»;

    Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 02.07.1987 № 403/20-155 «О размерах и порядке применения районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих, для которых они не установлены, на Урале и в производственных отраслях в северных и восточных районах Казахской ССР» и др.

    В соответствии со ст. 10 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (далее – Закон РФ от 19.02.1993 №4520-1) и ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения должен устанавливаться Правительством РФ.

    Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для государственных органов и государственных учреждений субъектов РФ, органов местного самоуправления и муниципальных учреждений.

    Предельный размер повышения районного коэффициента может быть установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере (ст. 316 ТК РФ).

    Внимание

    Районный коэффициент применяется по месту фактической постоянной работы независимо от места нахождения организации, в штате которой состоит работник.

    Районный коэффициент не применяется к заработной плате лиц, прибывших в командировку в район Крайнего Севера и в приравненных к нему местностях из регионов, где районный коэффициент не установлен.

    Стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях лежит в основе права на получение заработной платы с учетом процентной надбавки. Порядок определения и исчисления данного стажа согласно положениям ст. 314 ТК РФ устанавливается Правительством РФ в соответствии с федеральным законом. До принятия такого акта на основании ч. 1 ст. 423 ТК РФ продолжают применяться те нормы Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-1и иных нормативных правовых актов, которые не противоречат ТКРФ.

    На сегодняшний день существует несколько нормативных актов, предусматривающих правила установления и исчисления трудового стажа для получения процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Севера.

    С 01.06.1991 г. согласно п. 1 постановления Совета Министров – Правительства РФ от 07.10.1993 № 1012 «О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера» (далее – Постановление № 1012) для получения процентной надбавки предусмотрено суммирование трудового стажа независимо от сроков перерыва в работе, т.е. в соответствии с действующим законодательством отсутствует зависимость между суммированием трудового стажа и перерывом в работе.

    В разъяснении Минтруда России от 16.05.1994 № 7 «О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, Республике Хакасия», (далее — Разъяснение № 7), утв. постановлением Минтруда России от 16.05.1994 № 37, более подробно отражены вопросы установления и исчисления трудового стажа для получения процентных надбавок, а также приведены основания расторжения трудового договора в связи с виновными действиями (п. 2 Разъяснения №7).

    Продолжают применяться положения Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами (далее — Инструкция Минтруда РСФСР), утв. приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 № 2, которые описывают, какие конкретно периоды работы или иной деятельности должны учитываться при исчислении стажа для начисления процентных надбавок.

    Однако определением Верховного Суда РФ от 23.12.2004 № КАС04-596 некоторые пункты (в п. 22 часть слов «за исключением увольнения за виновные действия», пп. «б», «и», «к» п. 27) Инструкции Минтруда РСФСР, признаны недействующими и не подлежащим применению. В тоже время в соответствии с указанным Определением Верховного Суда РФ, положение, содержащееся в п. 1 Постановления № 1012, которое устанавливает исключение из трудового стажа для получения процентных надбавок к заработной плате, периодов работы, если увольнение произошло за виновные действия, признано аналогичным оспоренным положениям Инструкции Минтруда РСФСР. Кроме того, решением Верховного Суда РФ от 30.06.2005 № ГКПИ2005-727 признан недействующим пп. «а» п. 2 Разъяснений №7, а также решениями Верховного Суда РФ от 03.08.2006 № ГКПИ06-823 и от 10.06.2009 № ГКПИ09-536 признаны недействующими пп. «г» и «д» п. 27 Инструкции Минтруда РСФСР; решением Верховного Суда РФ от 07.06.2006 № ГКПИ2006-526признаны недействующими пп. «в» п.27 Инструкции Минтруда РСФСР и пп. «в» п.2 Разъяснения №7. Позднее в соответствии с решениями Верховного Суда РФ от 30.06.2005 № ГКПИ2005-727 и от 07.06.2006 № ГКПИ06-526 приказами Минздравсоцразвития России от 26.05.2006 № 392 и от 12.12.2006 № 838 пп. «а» и «в» п. 2 Разъяснения № 7 признаны утратившими силу с 23 декабря 2004 года.

    Внимание

    В связи с отсутствием акта Правительства РФ, предусмотренного ст. 317 ТК РФ, который определял бы размер процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и порядок ее выплаты, в настоящее время процентные надбавки продолжают начисляться и выплачиваться в порядке и размерах, предусмотренных законодательством СССР и РСФСР.

    Правила начисления процентных надбавок за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотренные указом Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967 № 1908-VII «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», применяются до сих пор. Выплата процентной надбавки в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока также предусмотрена постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС от 06.04.1972 № 255 «О льготах для рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в Архангельской области, Карельской АССР и Коми АССР».

    В настоящее время в стаж работы, дающий право на получение процентных надбавок за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, включаются периоды работы по трудовому договору, прохождения военной службы, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и другие периоды.

    В стаж работы, дающий право на получение процентных надбавок к заработной плате, не включается время:

    нахождения в учреждениях, исполняющих наказания в виде лишения свободы;

    исправительных работ без лишения свободы, отбываемых как по месту работы, так и в иных местах;

    предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, в течение которого гражданин в соответствии с законом о занятости был зарегистрирован в качестве безработного (за исключением периода выполнения им общественных работ), а также затраченное на проезд по направлению службы занятости населения в другую местность для трудоустройства.

    При отнесении в установленном порядке отдельных территорий к районам Крайнего Севера или местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, исчисление трудового стажа для получения очередной выслуженной процентной надбавки работающим и проживающим на этих территориях производится со дня отнесения указанных территорий к районам Крайнего Севера или местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.

    Периоды, в течение которых гражданин выполнял работу по гражданско-правовому договору, в стаж для начисления надбавок не включаются, и на суммы оплаты работы по указанным договорам надбавки не начисляются.

    Внимание

    К гражданско-правовым относятся договоры подряда всех видов; договоры на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ и другие виды договоров, указанные в Гражданском кодексеРФ.

    В ТК РФ не предусмотрено начисление процентных надбавок к заработной плате лицам, направляемым в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из других районов в служебные командировки. Время пребывания в районах Крайнего Севера в стаж для выплаты надбавок таким работникам не засчитывается.

    Внимание

    Для работников, постоянно работающих и проживающих в северных регионах, при направлении в командировку в центральные районы страны время пребывания в служебной командировке полностью засчитывается в стаж для начисления очередной процентной надбавки.

    Работникам, выезжающим для выполнения работ вахтовым методом в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из других районов, устанавливаются районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате выплачиваются в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, постоянно работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При этом в соответствии с ч. 6 ст. 302 ТК РФ в стаж работы, дающий право на получение льгот и компенсаций, включаются календарные дни работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и фактические дни нахождения в пути, предусмотренные графиками работы на вахте.

    В целях закрепления на Крайнем Севере молодых специалистов ч. 2 ст.11 Закона от 19.02.1993 № 4520-1 предусматривала возможность выплаты молодежи (лицам в возрасте до 30 лет) процентной надбавки к заработной плате в полном размере с первого дня работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если они прожили в этих районах и местностях не менее пяти лет.

    22.08.2004 Федеральным законом № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее — Закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ) внесены существенные изменения в Закон от 19.02.1993 № 4520-1. В действующей в настоящее время редакции норма о льготном исчислении надбавок для молодежи отсутствует. Однако в соответствии с п. 1 ст. 153 Закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ для лиц, у которых до 01.01.2005 возникло право на льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых данным законом нормах, закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных данным законом.

    Следовательно, у лиц в возрасте до 30 лет, проживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пяти лет и с учетом этого получавших указанную надбавку к заработной плате в полном размере с первого дня работы в этих районах и местностях в период до вступления в силу Федерального закона № 122-ФЗ, право на ее получение в том же размере сохранилось и в дальнейшем. При этом лицам в возрасте до 30 лет, которые вступили в трудовые отношения с организациями, расположенными в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в период с 01.01.2005, даже если они прожили в указанных местах не менее пяти лет, рассматриваемая надбавка к заработной плате может выплачиваться лишь в соответствии со ст. 317 ТК и ст. 11 Закон РФ от 19.02.1993 №4520-1 (в редакции Федерального закона № 122-ФЗ), которыми предусматривается установление размера и порядка ее выплаты в порядке, определенном для установления размера районного коэффициента к заработной плате работников организаций, расположенных в указанных районах и местностях, и порядка его применения, то есть для организаций, финансируемых из федерального бюджета Правительством РФ.

    В настоящее время применяется единственное правило о льготном порядке исчисления процентной надбавки к заработной плате для молодежи в районах Крайнего Севера. В соответствии с п. 1 постановления Совета Министров РСФСР от 22.10.1990 № 458 «Об упорядочении компенсаций гражданам, проживающим в районах Севера» и п. 16 Инструкции Минтруда РСФСР молодежи (лицам в возрасте до 30 лет), прожившей не менее одного года в районах Крайнего Севера и вступающей в трудовые отношения, надбавки к заработной плате начисляются в размере 20% по истечении первых 6 месяцев работы с увеличением на 20% за каждые последующие 6 месяцев, и по достижении 60%-ной надбавки – последние по 20% за год работы, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, — в размере 10% за каждые 6 месяцев работы. Общий размер выплачиваемых указанным работникам надбавок не может превышать пределов, предусмотренных действующим законодательством.

    Процентные надбавки начисляются на фактический месячный заработок работника, в который не включается лишь выплата по районному коэффициенту и все виды выплат по среднему заработку.

    Основные правила перерасчета процентных надбавок при переходе работников, имеющих стаж для их получения, на работу в организации, расположенные в других районах и местностях, где также установлены процентные надбавки, изложены в Разъяснении от 16.05.1994 № 7.

    Стимулирующие и компенсационные выплаты

    Стимулирующие и компенсационные выплаты

    В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.09.2007 N 605 “О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений“ (далее — Постановление N 605) с 1 сентября 2007 года по 31 декабря 2008 года осуществляется постепенный переход на новые системы оплаты труда для учреждений, финансируемых из федерального бюджета. Переход на федеральном уровне от ЕТС к отраслевым системам оплаты труда, максимально адаптированным к новым условиям хозяйствования, направлен на стимулирование работников к оказанию качественных услуг в бюджетной сфере.

    единой тарифной сетки по оплате труда в бюджетных учреждениях имело отрицательные стороны. Главный ее недостаток — низкий уровень первого разряда ставки, который существенно ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в РФ. Таким образом, одна из проблем, с которой столкнулись руководители бюджетных организаций, — низкая конкурентоспособность заработной платы бюджетников на рынке труда. Высококвалифицированные специалисты уходили в коммерческие структуры, либо, получив приглашения от иностранных компаний, уезжали за рубеж. Государственные учреждения были вынуждены использовать методы увеличения заработной платы за счет завышенной штатной численности работников. Многие вакантные должности оставались незанятыми, сохранялась значительная доля вынужденного совместительства. Снижалось качество оказываемых услуг в бюджетной сфере. Но главное — ЕТС не учитывала специфику профессий.

    Положительным моментом новых систем оплаты труда является то, что руководителям бюджетных организаций предоставлено больше самостоятельности. Поскольку не будет жесткой тарифной сетки, руководитель сможет перераспределять средства, чтобы стимулировать наиболее ценных работников. Зарплата бюджетного работника будет зависеть от таких факторов, как объем работы, диапазон профессиональных обязанностей и должностных требований внутри одной квалификационной группы, уровень образования и квалификации конкретного работника. Каждой квалификационной группе будет установлен утверждаемый правительством базовый оклад. Выплаты сверх него (компенсационные и стимулирующие) будут регулировать повышающие коэффициенты.

    Снижение уровня зарплаты не предусматривается, то есть она не будет меньше той, которая выплачивалась работникам до введения новых систем оплаты

    труда, при условии сохранения объема должностных обязанностей и выполнения ими работ той же квалификации.

    Объем средств на оплату труда работников и персонала, предусмотренных соответствующим главным распорядителям средств федерального бюджета в федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов, может быть снижен только при условии уменьшения объема предоставляемых федеральными бюджетными учреждениями государственных услуг.

    С 1 января 2010 года объем средств на выплаты стимулирующего характера должен составлять не менее 30% средств на оплату труда, формируемых за счет ассигнований федерального бюджета. Также п. 11 Постановления N 605 предусмотрено, что средства от приносящей доход деятельности будут направляться на выплаты стимулирующего характера.

    Стимулирующие и премиальные выплаты

    Выплаты стимулирующего характера при новых системах оплаты труда установлены Перечнем видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 29.12.2007 N 818. Данные выплаты определяются учреждениями самостоятельно в пределах фонда оплаты труда и предусматриваются:

    — за качество выполняемых работ;

    — за интенсивность и высокие результаты работы;

    — за стаж непрерывной работы, выслугу лет;

    — в виде премий по итогам работы.

    Они направлены на стимулирование работника к качественному результату труда и поощрение его за выполненную работу. Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с данным перечнем и должны быть конкретизированы в трудовых договорах работников.

    Рассмотрим далее построение системы

    премирования и стимулирующих надбавок. Как указано выше, их перечень для бюджетных организаций закрытый, но количественные и качественные показатели разрабатываются каждым бюджетным учреждением самостоятельно, на основании нормативной базы, разработанной для каждой отрасли.

    Качество выполняемых работ. Условия премирования должны в первую очередь учитывать систему оценки объема, качества и эффективности оказываемого вида услуг, которые строятся исходя из подхода, основанного на учете конечных результатов, и включают набор унифицированных показателей, имеющих количественное выражение, обеспечивающих возможность математической обработки полученных данных. Оценка качества бюджетной услуги должна проводиться по индивидуальной методике, исходить из принципа оптимальной разумности, основываться на финансовом анализе информации, полученной в результате деятельности учреждения, и учитывать вероятность допущенных ранее ошибок.

    Например, для оценки качества деятельности медицинского учреждения можно использовать, в частности, такие статистические показатели, как:

    — сокращение сроков обследования и лечения;

    — расхождение патологоанатомических и клинических диагнозов;

    — показатели здоровья населения (заболеваемость на 1000 проживающего населения);

    — охват профилактическими осмотрами, диспансерным наблюдением от числа подлежащих наблюдению.

    Для учреждения культуры этими показателями могут служить наполняемость зрительных залов театров, увеличение числа посетителей залов библиотек, музеев, дополнительные заявки на проведение развлекательных культурных мероприятий для домов детского творчества и культуры.

    Качество образовательных услуг, в частности, может оценить показатель выпуска специалистов, имеющих документ об образовании с отличием, активное участие в реализации научных проектов, разработка и внедрение авторских программ в

    Систему факторов, служащих основанием для премирования работников, целесообразно формировать для разных категорий работников по-разному, с учетом выполняемой работы, порядка учета и нормирования результатов работы различных категорий сотрудников. Например, основанием для премирования работников бухгалтерской службы может быть такой качественный показатель, как экономия финансовых и материальных ресурсов учреждения.

    Интенсивность и высокие результаты работы. Для стимулирования расширения сферы и увеличения объемов деятельности, а также за интенсивность работы в учреждении могут применяться повышающие коэффициенты, которые можно применить к базовому окладу. Их размер может зависеть от вида оказываемой услуги, например при оказании определенной медицинской помощи (хирургия — 1,1, педиатрия — 1,3, гинекология — 1,2 и т. д.).

    Кроме того, возможно применение надбавок, исчисляющихся от базового оклада, с учетом повышения за квалификационную категорию, заведование, ученую степень, за работу на селе. Например, для учреждений культуры Постановлением Правительства Московской области от 06.07.2007 N 497/23 “Об оплате труда работников государственных учреждений Московской области сферы культуры“ (далее — Постановление N 497/23) установлено, что базовые должностные оклады увеличиваются:

    — за ученую степень доктора наук (соответствующую профилю выполняемой работы) — на 20%;

    — за ученую степень кандидата наук (соответствующую профилю выполняемой работы) — на 10%;

    — за почетные звания СССР, союзных республик, входивших в состав СССР, РФ — “Народный:“ — на 30%, “Заслуженный:“ — на 20%;

    специалистам, работающим в сельской местности, — на 25%.

    Стаж непрерывной работы, выслуга лет. Для выплаты стимулирующей надбавки за непрерывный стаж работы, выслугу лет в каждом учреждении разрабатывается положение об исчислении стажа работы, дающего право на ее получение. Как правило, основополагающими документами для каждой отрасли служат приказы министерств обороны, здравоохранения, образования, культуры и т. д., которыми определены периоды работы, засчитываемые в стаж. Выплата надбавки за выслугу лет устанавливается в процентах к должностному (базовому) окладу, ее размер в каждой отрасли может быть разным. Например, Приказом ФСО РФ от 19.02.2004 N 74 “Об утверждении Положения об исчислении стажа работы гражданского персонала федеральной службы охраны Российской Федерации для выплаты ежемесячной надбавки за выслугу лет“ установлены следующие размеры надбавки при стаже работы:

    — от 1 до 3 лет включительно — 10%;

    — от 3 до 8 лет включительно — 15%;

    — от 8 до 15 лет включительно — 20%;

    — свыше 15 лет — 30%.

    Следует также отметить, что при исчислении данной надбавки могут быть установлены повышающие коэффициенты либо иной процентный размер для лиц, работающих в сельской местности, с целью привлечения молодых специалистов. Например, Постановлением N 497/23 для работающих на селе установлены следующие размеры надбавки за стаж:

    — от года до 5 лет — 10%;

    — свыше 5 лет — 15%.

    При этом работникам

    иных учреждений культуры установлены размеры, значительно отличающиеся от приведенных выше:

    — от 1 года до 5 лет — 6%;

    — от 5 лет до 10 лет — 10%;

    — от 10 лет до 25 лет — 12%;

    — свыше 25 лет — 15%.

    Право на получение ежемесячной надбавки за выслугу лет имеют все сотрудники, состоящие в штате бюджетной организации, в том числе принятые на работу по совместительству. Документами для определения стажа работы, дающего право на получение ежемесячной надбавки за выслугу лет, являются трудовая книжка, военный билет, а также другие документы, подтверждающие периоды работы или военной службы (службы).

    Ежемесячная надбавка за выслугу лет исчисляется в процентах к должностному окладу и выплачивается одновременно с заработной платой.

    Премиальные выплаты по итогам работы. Основанием начисления стимулирующих премиальных выплат по итогам работы, как правило, служат экономические показатели в целом по бюджетной организации. Немаловажную роль могут сыграть поощрительные выплаты разового характера к юбилейным датам, праздникам, по результатам рационализаторских предложений, а также поощрение за проявление инициативы и творческого подхода в решении вопросов, входящих в компетенцию сотрудника. Поскольку данные выплаты носят персонифицированный характер, они могут иметь конкретные размеры либо максимальную шкалу и будут определяться в каждом случае в зависимости от имеющихся средств в учреждении, фонда оплаты труда в части, предусмотренной на материальное поощрение. Их следует

    закрепить отдельным пунктом в коллективном договоре.

    Порядок начисления стимулирующих выплат работникам устанавливается в положении о премировании или аналогичном локальном акте. Также необходимо указать условия премирования и перечень производственных упущений, за которые премия снижается. Ими могут быть:

    — нарушение трудовой или производственной дисциплины;

    — невыполнение должностных инструкций;

    — ухудшение качества оказываемой услуги;

    — нарушение правил внутреннего распорядка;

    — нарушение санитарно-эпидемиологического режима и техники безопасности;

    — наличие обоснованных устных или письменных жалоб;

    — необеспечение сохранности имущества.

    На основании ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка (неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей) работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям. Лишить работника заработной платы или премиальных полностью нельзя (Решение АC г. Москвы от 15.05.2006, 04.05.2006 N А40-17389/06-146-165, в котором суд указал, что предусмотренное правилами внутреннего трудового распорядка организации лишение премии по итогам работы не могло являться мерой дисциплинарного воздействия в силу ст. 192 ТК РФ).

    Вместе с тем возможны ситуации, когда в организации предусмотрена внутренними документами (уставами, положениями о дисциплине) система премирования, и в таких ситуациях за невыполнение (или ненадлежащее исполнение) определенных показателей, при которых выплачивается премия (в том числе за совершение дисциплинарных проступков), ее размер может быть уменьшен на то или иное количество процентов. Например, при наличии дисциплинарного взыскания сумма

    премии работника снижается на 10% от размера премии, начисленной ему в зависимости от трудового вклада. Снижение размера премии производится в том расчетном периоде, в котором допущено упущение в работе.

    Стимулирующие надбавки руководителям

    Выплаты стимулирующего характера для руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров бюджетных организаций определяются федеральным органом исполнительной власти (иным государственным органом или организацией), в ведении которого находится учреждение. В этих целях федеральные органы исполнительной власти (иные государственные органы и организации, являющиеся главными распорядителями средств федерального бюджета), в ведении которых находятся учреждения, вправе централизовать до 5% ассигнований, выделяемых из федерального бюджета на оплату труда работников и персонала подведомственных им учреждений, на выплаты стимулирующего характера руководителям указанных учреждений. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 N 883 даны соответствующие разъяснения в части использования вышеперечисленных бюджетных ассигнований.

    Руководителю учреждения, являющегося главным распорядителем средств федерального бюджета, выплаты стимулирующего характера устанавливаются Правительством РФ. Размеры выплат стимулирующего характера определяются с учетом результатов деятельности учреждения.

    В прошлом номере мы рассмотрели виды стимулирующих надбавок, устанавливаемых в бюджетных учреждениях, финансируемых за счет средств федерального бюджета. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.09.2007 N 605 “О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных

    государственных учреждений“ такие стимулирующие надбавки должны стать движущей силой, побуждающей работников пересмотреть результаты своей работы и перейти от количественных оценок труда к качественным показателям. В данной статье мы рассмотрим виды компенсационных выплат, которые призваны главным образом компенсировать или нейтрализовать воздействие тех или иных неблагоприятных факторов на здоровье работника в процессе трудовой деятельности.

    Выплаты компенсационного характера устанавливаются в соответствии с Перечнем видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 29.12.2007 N 822 (далее — Приказ N 822). Данные выплаты предусматриваются работникам:

    — занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;

    — за работу в местностях с особыми климатическими условиями;

    — за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных);

    — за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.

    Согласно Методическим рекомендациям по введению в федеральных бюджетных учреждениях новых систем оплаты труда, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 22.10.2007 N 663, размеры и условия осуществления выплат компенсационного характера закрепляются положениями трудовых договоров. Такие выплаты устанавливаются к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников, если иное не предусмотрено федеральными законами и указами Президента РФ, в виде:

    — надбавок и доплат;

    — коэффициентов за работу в пустынных и безводных местностях;

    — коэффициентов за работу в высокогорных районах;

    — процентных надбавок к заработной плате работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областях, Республике Бурятия, Республике Хакасия.

    Работодатели обязаны принимать меры для проведения аттестации рабочих мест с целью разработки и реализации программы действий по обеспечению безопасных условий и охраны труда в соответствии с Постановлением Минздравсоцразвития РФ от 14.03.1997 N 12 “О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда“.

    При разработке новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений выплаты компенсационного характера лицам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливаются в соответствии со ст. 147 ТК РФ, в местностях с особыми климатическими условиями — согласно ст. 148 ТК РФ. Выплаты компенсационного характера работникам в других случаях выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, устанавливаются исходя из ст. 149 ТК РФ. Дополнительно следует учитывать требования нормативных правовых актов, которыми установлены минимальные размеры этих доплат и надбавок. Многие из них приняты еще государственными органами бывшего СССР, но они продолжают применяться на основании ст. 423 ТК РФ, если не противоречат новому трудовому законодательству.

    Работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, компенсационные выплаты устанавливаются в соответствии с действующими в данное время постановлениями Правительства РФ от 29.03.2002 N 187 “Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием“ и от 03.04.1996 N 391 “О порядке предоставления льгот работникам, подвергающимся риску заражения вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей“, приказами Минздрава РФ от 15.10.1999 N 377 “Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения“, Минздравмедпрома РФ от 06.06.1994 N 113 “Об утверждении Перечня научно-исследовательских учреждений и подразделений, непосредственная работа в которых дает право работникам на повышение окладов (ставок) в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда, и Порядка его применения“, которые предусматривают абсолютно определенный размер доплаты за работу в особых условиях. Следует также отметить Постановление Минтруда РФ от 27.05.1994 N 41 “Об утверждении Перечня работ с вредными и особо вредными условиями труда, на которых работникам учреждений и организаций Государственной ветеринарной службы Российской Федерации устанавливаются доплаты к должностному окладу (тарифной ставке)“, которым определены только максимальные размеры доплаты за особые условия труда (до 12% и до 24% в зависимости от вида работы).

    Особые работы, доплата за которые не установлена в абсолютно определенных размерах (или в отношении которых не предусмотрен минимальный размер доплаты), должны оплачиваться в соответствии с действующим на основании ст. 423 ТК РФ Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 03.10.1986 N 387/22-78 “Об утверждении Типового положения об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда“. Данное постановление предусматривает доплаты на работах с тяжелыми и вредными условиями труда в размере 4, 8, 12%, а на работах с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда — 16, 20, 24%.

    Таким образом, в настоящее время минимальный размер доплаты за работу с тяжелыми и вредными условиями труда составляет 4%, за работу с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда — 16%.

    За работу в местностях с особыми климатическими условиями компенсационные выплаты установлены гл. 50 ТК РФ, Законом РФ от 19.02.1993 N 4520-1 “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях“ и иными нормативными правовыми актами. Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей содержится в постановлениях Совета Министров СССР от 10.11.1967 N 1029 “О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967 года “О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера“ и от 03.01.1983 N 12 “О внесении изменений и дополнений в перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 года N 1029“.

    Одним из основополагающих элементов заработной платы является районный коэффициент, главным назначением которого является компенсация дополнительных расходов и повышенных затрат труда работников, связанных с проживанием и выполнением работы в зонах с неблагоприятными климатическими условиями (Определение КС РФ от 05.03.2004 N 76-О).

    Районный коэффициент повышает заработную плату всех работников, трудящихся в районах Крайнего Севера и местностях, к ним приравненных, на определенную величину. Он подлежит применению с первого дня работы сотрудника, принятого в организацию, расположенную в указанных зонах.

    Cтатьей 316 ТК РФ органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов. Утвержденные размеры подлежат применению только учреждениями, финансирование которых должно осуществляться соответственно из бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Применение данных размеров федеральными бюджетными организациями не допускается.

    При формировании фонда оплаты труда следует обратить внимание на то, что районный коэффициент не начисляется:

    — на процентные надбавки, так как они применяются к одним и тем же выплатам в пользу работника и не могут начисляться друг на друга (ст. 317 ТК РФ);

    — на выплаты в виде среднего заработка, так как суммы, входящие в расчет среднего заработка, уже включают районный коэффициент (п. 2 Постановления Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 “Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы“);

    — на выплаты, не связанные с выполнением работником трудовой функции (трудовых обязанностей) и не входящие в систему оплаты труда (ст. 315 ТК РФ).

    Районный коэффициент не начисляется также на суммы, выплаченные в виде материальной помощи.

    За работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), трудовым законодательством определены размеры повышенной оплаты труда, которые устанавливаются в порядке, предусмотренном ст. 135 ТК РФ, и не могут быть ниже размеров, утвержденных нормативными правовыми актами. Их максимальный размер ограничений не имеет, здесь определяющую роль играет фонд оплаты труда конкретного учреждения и размер бюджетных ассигнований.

    За работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами устанавливается компенсационная надбавка в процентах к должностному окладу. Размер и порядок установления этой надбавки определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

    В настоящее время порядок и условия выплаты надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, определены Постановлением Правительства РФ от 14.10.1994 N 1161 “О порядке и условиях выплаты процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне“. Так, за работу со сведениями, имеющими степень секретности:

    — “особой важности“, размер надбавки составляет 25% от должностного оклада;

    — “совершенно секретно“ — 20% от должностного оклада;

    — “секретно“ — 10% от должностного оклада.

    Согласно названному постановлению надбавка выплачивается государственным служащим, имеющим оформленный в установленном законом порядке допуск к сведениям соответствующей степени секретности и по решению руководителя органа государственной власти постоянно работающим с указанными сведениями в силу должностных (функциональных) обязанностей.

    Компенсационные надбавки руководителям

    Выплаты компенсационного характера устанавливаются для руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров бюджетных учреждений в соответствии с перечнем, утвержденным Приказом N 822.

    При разработке и внедрении новых систем оплаты труда необходимо учесть, что нижний предел заработной платы сотрудника не может быть меньше минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного Федеральным законом от 20.04.2007 N 54-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О минимальном размере оплаты труда“ и другие законодательные акты Российской Федерации“. С 1 сентября 2007 года МРОТ равен 2 300 руб.

    зам. главного редактора журнала “Автономные организации:

    бухгалтерский учет и налогообложение“

    “Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение“, N 4, 5, апрель, май 2008 г.

    Похожих постов не найдено

    Наименование выплатыРазмер выплатыФактор, обусловливающий

    получение выплаты