Каком документе появилось понятие абилитация, каком документе появилось понятие абилитация

Содержание
  1. Абилитация
  2. Реабилитация и абилитация инвалидов в 2019-2020 году
  3. Понятие реабилитации и абилитации инвалидов
  4. Индивидуальная программа абилитации инвалида
  5. Комплексная реабилитация
  6. Особенности реабилитации и абилитации детей-инвалидов
  7. О финансировании программ абилитации
  8. Новый порядок установления инвалидности
  9. Последние изменения
  10. Абилитация - это. Абилитация и реабилитация
  11. Что такое абилитация?
  12. А в чем смысл реабилитации?
  13. Составляющие реабилитации
  14. Существуют ли различия?
  15. Абилитация инвалидов
  16. Новый закон об абилитации инвалидов
  17. Финансирование нового проекта
  18. Временной фактор – это важно?
  19. Каком документе появилось понятие абилитация
  20. 5 основных изменений в жизни инвалидов в 2016 году

Абилитация

С 1 января 2016 года вступил в силу закон об абилитации инвалидов. Появилось новое понятие, созвучное с привычным нам термином «реабилитация». Однако разница между ними все же есть.Если кратко, то абилитация (отлат. habilis — быть способным к чему—либо) —первоначальное формирование способности к чему— либо.

Термин применяется преимущественно к детям раннего возраста с отклонениями в развитии, в отличие от реабилитации — возвращения способности к чему-либо, утраченной в результате болезни,травмы и др. .

Общие понятия о реабилитации лиц с ограниченными функциями здоровьяВ стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 48/96, принятая на сорок восьмой сессии ГА ООН 20 декабря 1993г.), в разделе «Основные понятия в политике в отношении инвалидов», сформулировано общеупотребительное понятие реабилитации, основанное на идеях Всемирной программы действий в отношении инвалидов.Реабилитация — это процесс, цель которого помочь инвалидам восстановить их оптимальные физические, интеллектуальные, психические и/или социальные уровни деятельности и поддерживать их, предоставив им реабилитационные средства для изменения их жизни и расширения рамок их независимости.

Из этого международного определения «реабилитации» следует определенная аналитическая схема самого процесса реабилитации, которая включает следующие составные части (реабилитационные конструкты):

  1. Социальная реабилитация, обеспечивающая реабилитацию человека с инвалидностью как социального субъекта;
    2. Педагогическая реабилитация, обеспечивающая реабилитацию человека как субъекта деятельности;
    3. Психологическая реабилитация, которая обеспечивает реабилитацию человека с инвалидностью на уровне личности;
    4. Медицинская реабилитация, которая обеспечивает реабилитацию на уровне биологического организма человека.Все приведенные компоненты составляют идеальную модель реабилитационного процесса.

Она является универсальной и может применяться при стратегическом планировании любого центра или учреждения реабилитации человека с инвалидностью, который имеет целью предоставление наиболее полного комплекса реабилитационных услуг.

Что означает понятие «абилитация»?

Когда рождается ребенок с функциональным ограничением, это означает то, что он будет не в состоянии развить все функции, необходимые для нормальной жизни, или, возможно, функциональность этого ребенка не будет развита так же, как функциональность его сверстников. Ребенок, невзирая ни на что, остается ребенком: с потребностью в любви, внимании и воспитании согласно своей уникальной натуры, и к нему необходимо относиться, в первую очередь, как к ребенку.Слово «абилитация» происходит от латинского «habilis», что означает «быть способным». Абилитировать означает «делать состоятельным» и используется вместо слова «реабилитировать», которое употребляется в смысле восстановления утраченной способности.

То есть абилитация — это процесс, цель которого помочь приобрести или развить еще несформированные функции и навыки, в отличие от реабилитации, которая предлагает восстановление утраченных функций в результате травмы или заболевания. Отсюда получается, что этот процесс наиболее актуален в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья. Хотя применяется и к другим людям, моральное здоровье которых подорвано (к примеру, осужденным). Абилитация означает не только стремление лечить или модифицировать физические или умственные расстройства, это означает также обучение ребенка достигать функциональных целей альтернативными путями, если привычные пути блокированы, и адаптировать окружающую среду для компенсации отсутствующих функций.

Следует заметить, что поздно начатая абилитация может оказаться малоэффективной и трудновыполнимой.

Так может быть, например, в случае, если дети с церебральными параличами и грубыми задержками речевого развития начинают получать соответствующую помощь лишь в возрасте восьми — одиннадцати лет. Опыт последних лет говорит о том, что комплекс лечебных, педагогических, логопедических и других мероприятий надо начинать уже на первом году жизни.Реабилитационные мероприятия начинаются с первых дней заболевания или получения травмы и проводятся непрерывно при условии этапного построения программы.

Абилитационные мероприятия могу начинаться с мониторинга состояния будущей матери и выхаживания ребенка с отклонениями развития. Абилитация — многосторонний процесс, который одновременно обращает внимание на различные аспекты, для предоставления ребенку возможности вести жизнь, которая наиболее приближена к нормальной. Нормальная жизнь, в данном контексте означает жизнь, которую бы имел ребенок при отсутствии своих функциональных ограничений.

Абилитация и реабилитация – это комплекс мер, направленных на адаптацию в обществе и преодоление патологических состояний людей с ограниченными возможностями здоровья.Задача и абилитации, и реабилитации — помочь инвалидам как можно успешнее социализироваться, устроить и личную и профессиональную жизнь.

Статья 9. Понятие реабилитации и абилитации инвалидов

(в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

(в ред. Федерального закона от 23.10.2003 N 132-ФЗ)

(см. текст в предыдущей

Реабилитация инвалидов — система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Абилитация инвалидов — система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество.

(часть первая в ред.

Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

Основные направления реабилитации и абилитации инвалидов включают в себя:

(в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

медицинскую реабилитацию, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение;

Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

профессиональную ориентацию, общее и профессиональное образование, профессиональное обучение, содействие в трудоустройстве (в том числе на специальных рабочих местах), производственную адаптацию;

(в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию;

физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.

Реализация основных направлений реабилитации, абилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации, абилитации инвалидов.

(часть третья в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ)

Перед обществом и государством сегодня стоит чрезвычайно важная задача выступить гарантом социальной защищенности детей с ограниченными возможностями здоровья, взять на себя обязанность обеспечить им условия для нормальной жизни, учебы и развития задатков, профессиональной подготовки, адаптации к социальной среде, то есть для их абилитации. Анализ исторических предпосылок формирования современной системы управления качеством образования в школе-интернате показал, что идея абилитации детей с ограниченными возможностями, как процесса восстановления их физических и умственных способностей, имеет довольно длительную историю и насчитывает несколько столетий.

Понятие «абилитация» также имеет неоднозначные трактовки. На сегодняшний день нет согласия среди авторов, обращающихся к этому понятию. Понятие «абилитация» близко по значению с используемым в Дании и Швеции понятием нормализации (normalisation). В переводе с латинского habilitation означает буквально «предоставление прав, возможностей, обеспечение формирования способностей» и применяется часто в детской психиатрии в отношении лиц, страдающих с раннего возраста каким-либо физическим или психическим дефектом.

В медицинской литературе понятие абилитации часто дается в сравнении с понятием реабилитации. По Л.О. Бадаляну: «Абилитация — это система лечебно-педагогических мероприятий, имеющих целью предупреждение и лечение тех патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся к социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности трудиться, учиться и быть полезным членом общества. Об абилитации следует говорить в тех случаях, когда инвалидизирующее больного патологическое состояние возникло в раннем детстве. Этот ребенок не владеет навыками самообслуживания и не имеет опыта общественной жизни .

В материалах пособия «Совершенствование образования» . Национального Института совершенствования городского образования США отмечено, что школьники учатся и используют полученные знания по-разному. Тем не менее, цель образования заключается в достижении всеми учащимися определенного общественного статуса и утверждении своей социальной значимости. Инклюзия — это попытка придать учащимся с ограниченными возможностями здоровья уверенности в своих силах, что мотивирует их пойти учиться в школу вместе с другими детьми: друзьями и соседями. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также в развитии своих способностей и достижении успехов в школе. В материалах упоминаемого пособия подчеркнуто, что последняя редакция федерального закона США «Об образовании людей с ограниченными возможностями здоровья» поддерживает практику инклюзии. Новый закон об образовании ратует за включение детей с ограниченными возможностями в образовательную среду, за прохождение ими общеобразовательной программы. Заключение консультативной комиссии при передаче в Конгресс США, следующим образом объяснило цели и задачи законодателей: инклюзия есть «принятие каждого ребенка и гибкость в подходах к обучению».

Обобщая вышеизложенное и опираясь на опыт работы автора, мы считаем, что в школе-интернате для детей с ограниченными возможностями здоровья должно быть сформировано абилитационно-воспитательное пространство. В рамках экономического кризиса в обществе создание устойчивой системы образования, которая могла бы интегрировать все воздействия на детей, практически невозможно. Существующая реальность наглядно демонстрирует, что даже специальная школа-интернат с новейшей системой образования, гуманистическими отношениями, различными творческими делами, вступая в конкуренцию с яркой и пестрой, изобилующей ультрасовременными «ценностями», средой, зачастую терпит фиаско.

И выход из этого, как нам представляется, есть лишь один. Прежде всего, необходимо в самом интернатном учреждении совершенствовать жизнь детей; делать ее яркой, эмоциональной, насыщать интересными, неординарными событиями. Более того, школа должна быть привлекательной как для детей, так и для взрослых; в ней должны органично уживаться традиционность и инновационность, отсутствие излишней опеки и забота. В этом случае, школа становится конкурентоспособной в окружающем ребенка пространстве; а все нормы и ценности, выдвигаемые школьной инфраструктурой, могут стать для ребенка внутренними убеждениями и собственными нормами. События культурного, спортивного или иного характера, происходящие в окружающем пространстве, вводятся в жизнь школьного коллектива. В то же время реализация задачи создания подобного пространства сталкивается со сложной задачей абилитации детей с ограниченными возможностями. Это значит, что в этом пространстве ребенок должен научиться делать что-то такое, чего он был лишен с детства. В этом вопросе как раз и кроется противоречие. Казалось бы, здесь на первое место должна встать индивидуальная коррекционная деятельность медиков. Исходя из этого, многие специалисты делают вывод, что «полноценная помощь ребенку с ограниченными возможностями здоровья должна включать не только систему абилитационных мероприятий, но и комплексную психолого-медико-педагогическую работу по построению такого пространства жизни и активности, которая наилучшим образом побудит ребенка использовать приобретенные функции в естественных условиях. Задачи по организации направленной активности ребенка, созданию у него мотивов к выполнению действий, вызывающих затруднения, к преодолению собственных трудностей входят в сферу педагогики и психологии и решаются с помощью построения специального педагогического пространства. Чем раньше ребенок, получив помощь, получит возможность активно действовать в адекватно организованном пространстве, тем лучшим будет результат для его дальнейшего развития .

Следует отметить, что в настоящее время в России в отношении государства к лицам с ограниченными возможностями здоровья имеет место переход к новому этапу.

Качество образования в школе-интернате для детей с ограниченными возможностями рассмотрено как педагогическая проблема и направление образовательной политики.

Историческими предпосылками формирования современной системы управления качеством образования в школе-интернате для детей с ограниченными возможностями стали: во-первых, — разработка и реализация проектов по созданию общей интегрированной школы, объединяющей в своих стенах учащихся с разными образовательными возможностями; во-вторых, — формирование абилитационных центров, обеспечивающих рост качества жизни детей с ограниченными возможностями, и создание инклюзивных школ, в которых все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение учебного дня и равные возможности для установления и развития важных социальных связей.

  1. Бадалян Л.О. Невропатология. — М., 2000. — С.337-347.
  2. Чепурышкин И.П. Моделирование воспитательного пространства школ-интернатов для детей с ограниченными возможностями: Автореф. дис…канд.пед.наук. — Ижевск, 2006.- 28с.
  3. Improving Education.

T he Promise of Inclusive Schools.

Библиографическая ссылка

Чепурышкин И.П. АБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 3. – С. 53-54;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view? >

Означает этот термин приспособление инвалидов к жизни в условиях инвалидности в неприспособленной или мало приспособленной для этого окружающей среде. Но если реабилитация предусматривает возвращение человеку утраченных в связи с инвалидностью возможностей, которыми он обладал ранее, до инвалидности, то абилитация является процессом первичного образования таких навыков у человека, являющимся инвалидом детства, у которого навыков жизни без инвалидности просто нет.

Процесс абилитации, как и реабилитации, включает в себя как выработку и тренировку необходимых навыков у самого инвалида (в этом различия могут быть очень большими, поскольку обучить новым навыкам нужно человека, который им вообще никогда не обладал), так и приспособление окружающей его среды к более приемлемым для него условиям — так называемое создание «доступной среды» — это целый комплекс социальных, медицинских, технических, юридических и прочих мероприятий.

Кстати, абилитация совсем не так нова, как кажется. Еще в советские времена инвалидов детства, имеющих врожденные дефекты, не дающие им жить нормальной жизнью, вполне успешно обучали необходимым навыкам. Были специальные методики даже обучения слепоглухонемых детей, причем весьма эффективные. Правда, за последние четверть века эти методики, мне кажется, утрачены, но опыт и специалисты еще остались…

Что касается программ абилитации таких инвалидов, то ни о каких новых положениях в этом вопросе я пока не слышал, а до сих пор этот процесс протекал так же, как при разработке программы реабилитации — программа разрабатывается на основе медицинских показаний в период назначения инвалидности и выдается инвалиду, его опекуну или соцработнику в момент назначения инвалидности.

Реабилитация и абилитация инвалидов в 2019-2020 году

Определение абилитации инвалидов дано в ФЗ № 181 от 24.11.1995 г. В нем изложены принципы подбора индивидуальных программ социальной, медицинской, психологической адаптации, а также дано разграничение терминов «абилитация» и «реабилитация».

Понятие реабилитации и абилитации инвалидов

Под реабилитацией инвалидов понимают полное или частичное восстановление у человека утраченных способностей вследствие травмы или болезни.

Реабилитационный комплекс состоит из следующих мер поддержки:

  1. Социальная — помогает инвалиду стать полноценным членом социума, влиться в трудовой коллектив, заняться каким-либо видом спорта, найти новый круг общения и др.
  2. Педагогическая — возвращает человека к его нормальной деятельности путем самоопределения и поиска доступной и интересной профессии, помощь в трудоустройстве, производственная адаптация а также помогает научиться обходиться в быту теми физическими возможностями, которые есть.
  3. Физкультурно-оздоровительные мероприятия и спорт.
  4. Медицинская — направлена на восстановление биологических функций, без которых нормальная жизнедеятельность невозможна. Сюда можно отнести и протезирование, ортезирование, сажать мной курортное лечение и др.

Если в состав реабилитационного комплекса входят все вышеперечисленные меры, то перед нами идеальная модель, которую любой реабилитационный центр сможет взять на вооружение.

Невозможно составить программу, которая идеально подошла бы каждому инвалиду. Поэтому каждая программа реабилитации — индивидуальна, учитывает психические и физические особенности здоровья, уже имеющиеся навыки и желание самого человека научиться новому.

Организации, которые осуществляют реабилитационные мероприятия для инвалидов в обязательном порядке должны пройти государственную аккредитацию.

Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

В чем различия между абилитацией и реабилитацией

Индивидуальная программа абилитации инвалида

Рассмотрим, что такое программа реабилитации и абилитации инвалидов. Это комплекс оптимальных для инвалида мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа содержит:

  • реабилитационные мероприятия;
  • технические средства реабилитации;
  • услуги, предоставляемые инвалиду.

Указанные мероприятия и средства могут предоставляться инвалиду бесплатно, в соответствии с перечнем, установленным федеральным законодательством и за плату, которую может вносить сам инвалид или другие лица и организации.

Новая система позволяет не только поставить точный медицинский диагноз, но и сформулировать индивидуальную программу всесторонней поддержки каждого пациента.

Введение нового понятия, абилитации, позволяет разрабатывать программы по формированию у человека ранее отсутствовавших умений, поскольку теперь для этого создана отсутствовавшая ранее законодательная база.

В состав индивидуальной программы абилитации, опираясь на потребности того человека, для которого она разрабатывается, могут быть включены следующие этапы.

Этап 1: Восстановительные медицинские мероприятия

Медицинская реабилитация включает комплекс процедур, с помощью которых ограниченность в передвижении у инвалидов снижается.

  1. Общую реабилитацию (использование медпрепаратов, назначенных врачом, наблюдение в амбулатории).
  2. Специализированную реабилитацию (оказание помощи в спецлечебницах, протезирование и проведение операций).

Медицинская абилитация включает:

Задача медицинской реабилитации — при помощи технических средств, протезов, восстановительного лечения и терапии дать возможность человеку как можно полнее восстановить утраченные функции, либо научиться обходиться без них.

Для тех, чьи функции передвижения серьезно ограничены и требуется обязательное приобретение специальных колясок, протезов, изыскиваются возможности для их покупки.

Этап 2: Профессиональная ориентация

Комплексная реабилитация

При ее проведении принимают участие несколько специалистов, помогающих инвалиду восстановить навыки, полученные до травмы.

Выбор делается в пользу тех реабилитационных мероприятий, которые наиболее эффективны и обеспечивают скорейшее выздоровление пострадавшего.

Особенности реабилитации и абилитации детей-инвалидов

Для детей инвалидов есть свои особенности в проведении реабилитационных мероприятий. Чем раньше начнется восстановительные процедуры, тем быстрее пройдет восстановление утраченных навыков или приобретение новых.

Для этого используются следующие виды реабилитации и абилитации:

1. Медицинская. Включает массаж, лечебную физкультуру и другие виды оздоровительных мер.

2. Бытовая. Помощь в освоении новых навыков и умений в быту.

3. Психологическая. Для детей проводятся различные развивающие занятия.

4. Социокультурная: экскурсии, театры, концерты и другие виды досуга.

Особенность проведения таких мероприятий — их комплексность. Необходимо вернуть здоровье ребенка и максимально развить его физические и психические способности.

О финансировании программ абилитации

Прежде лечение, приобретение дорогих лекарств и закупка необходимых технических средств оплачивались средствами родителей, а также различными негосударственными благотворительными фондами.

Сейчас в государственный бюджет заложено определенное финансирование.

На финансирование программ восстановительного лечения, согласно Распоряжению № 2782-р от 31.12.2015 г. в 2016 г. было выделено 9,3 млрд. руб. из Фонда социального страхования.

Деньги выделяются из Фонда соцстраха и могут быть потрачены на:

  • Услуги по абилитации и реабилитации, а также на технические средства (в 2016 г. — 7,7 млрд. руб.);
  • Субвенции в региональные бюджеты для расходования на такие же цели (в 2016 г. — 1,6 млрд. руб.).

Государственное финансирование — это только часть мер, которые в каждом регионе страны дадут возможность каждому получить необходимые лекарства, протезы, реабилитационные и абилитационные услуги в специализированных медицинских учреждениях.

Большая работа проводится благотворительными фондами, близкими и родными инвалидов, образовательными и досуговыми учреждениями по созданию безбарьерной среды.

Новый порядок установления инвалидности

Последние изменения

В проекте бюджета на 2018 год было отведено 29,3 млрд руб. на приобретение техсредств реабилитации для инвалидов. Также планируется расширить предусмотренный список ТСР общим объемом до 900 млн руб.

Государственная программа «Доступная среда» продлевается до 2025 г. В 2019 г. ее ключевым аспектом стала реабилитация. Реализация начнется с 2021 г. В 2019 г. федеральное финансовое содействие предоставили 18 субъектам РФ.

Деньги выделят на условиях софинансирования для:

  • закупки оборудования в реабилитационные центры,
  • обучения специалистов,
  • разработки ИС.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Абилитация — это. Абилитация и реабилитация

Настоящее горе для семьи – это когда рождается ребенок с теми или иными отклонениями в развитии. Каждый такой случай требует тщательного обследования, чтобы определить степень поражения и возможность формированию навыков, способных сделать такого ребенка членом социального общества. В таких случаях говорят о том, что необходима абилитация ребенка.

Что такое абилитация?

Слово это имеет латинские корни. Habilis можно перевести на русский как «быть способным к чему-либо, состоятельным в каком-то виде деятельности».

Абилитация — это целый комплекс разнообразных лечебно-педагогических мероприятий, направленных на как можно более полное лечение тех патологических состояний у еще не имеющих навыков и опыта проживания в социуме малышей раннего возраста, которые без должного внимания врачей и педагогов приведут к стойкой потере возможности учиться, работать и быть когда-либо полезным членом общества.

Абилитация — чаще всего длительный процесс, конечной целью которого является приобретение или развитие еще не сформированных навыков и умений.

А в чем смысл реабилитации?

Реабилитация – это тоже комплекс мероприятий, имеющих своей конечной целью восстановление каких-либо умений и способностей, ранее утраченных ввиду произошедшей травмы либо заболевания. То есть человек ранее был полноценным членом социума, но из-за какого-то травмирующего фактора утратил трудоспособность. Восстановление ее и есть реабилитация.

Таким образом, абилитация и реабилитация имеют много общего и направлены на оказание помощи в приобретении пациентами каких-то умений и способностей, которые в дальнейшем позволят им стать полноценными членами социальной среды, учиться, трудиться и обслуживать себя.

Составляющие реабилитации

Согласно международным понятиям, под реабилитацией подразумевается достаточно обширный комплекс мероприятий, направленный на восстановление целого ряда самых разных возможностей и видов деятельности: социальной, интеллектуальной, умственной, психической. Такой аспект, как социальная абилитация, предполагает восстановление инвалида как полноценного субъекта социума. Педагогический фактор призван возвратить индивидуум к нормальной деятельности.

Цель психического аспекта – восстановление личностных качеств. Медицинская составляющая комплексного подхода в идеале должна обеспечить восстановление биологических параметров, т. е. вернуть жизнедеятельность организма к норме.

Модель, в составе которой присутствуют все выше указанные факторы, можно считать идеальной. Ее без опасений допустимо применять при стратегическом планировании реабилитационного центра для детей и инвалидов.

Существуют ли различия?

Несомненно, различия между этими двумя терминами существуют. Как уже говорилось ранее, в случае абилитации умения и способности формируются под влиянием извне — со стороны медработников, педагогов и психологов. Реабилитация же направлена на то, чтобы в максимальном объеме восстановить функционал, утраченный в процессе каких-то событий.

Таким образом, абилитация — это процесс, о котором чаще всего говорят, имея в виду деток в возрасте до 1 года, родившихся с какими-либо отклонениями. В то время как о реабилитации говорят в отношении детей старшего и подросткового возраста, утративших функционал вследствие поражений центральной нервной системы, спровоцированных травмами головного и спинного мозга, заболеваний инфекционно-воспалительной природы (энцефалит, арахноидит, менингит, полиомиелит).

Однако термин «абилитация» применим не только к детям, но и к инвалидам разных возрастов.

Абилитация инвалидов

С 2016 года в РФ вступает в силу новая, более совершенная система установления факта инвалидности, позволяющая не только поставить диагноз, но и более полно определиться с тем, какая именно индивидуальная помощь нужна каждому конкретному пациенту. Таким образом, вводится в действие такая новая формулировка – абилитация инвалидов. Что это понятие в себя включает?

Ключевыми, самыми важными компонентами этого вида абилитации можно назвать протезирование, ортезирование, использование возможностей реконструктивной хирургии, различные варианты профессиональной ориентации, лечение в условиях санатория, применение лечебной физкультуры, различные спортивные мероприятия.

Новый закон об абилитации инвалидов

Главная и самая важная отличительная черта нового законопроекта – это индивидуальная программа абилитации инвалидов. Суть ее заключается в том, что схема восстановления либо приобретения новых функций должна разрабатываться, а потом воплощаться в жизнь по тем правилам и направлениям, которые будут установлены строго индивидуально, исходя из состояния здоровья человека. Разработка такой программы или схемы мероприятий – прерогатива работников бюро МСЭ (медико-социальной экспертизы).

По мере того как будут разрабатываться индивидуальные программы восстановительных мер, выписки из этих документов бюро МСЭ будет распространять в госучреждениях, имеющих право оказывать такие услуги. Непосредственные исполнители, проводящие абилитацию пациентов, должны будут представлять отчеты в бюро МСЭ.

Разработчики нового законопроекта убеждены в преимуществах новой системы.

Такой подход к проблеме заставит проявлять больше внимания к защите и восстановлению инвалидов (в том числе и детей), которые ранее были лишены помощи вообще, либо она не оказывалась в необходимом объеме.

Финансирование нового проекта

Финансовое обеспечение такой программы, как абилитация, — это достаточно серьезный вопрос. Ранее все затраты по восстановлению утраченных функций или по приобретению ранее отсутствующих, как правило, ложились неподъемным бременем на плечи родителей либо создаваемых ими фондов помощи. А ведь лечение такого рода практически всегда дорогостоящее. Кроме того, самые разные технические средства и восстановительные процессы тоже требовали вложения немалых средств.

Теперь, согласно новому закону, на такие мероприятия из бюджета выделяется определенная сумма. Что касается 2016 года, то объем денежных средств для этих целей составляет 9,3 млрд рублей, и выделены они будут из фонда соцстрахования.

Официальный, подписанный руководством страны документ определяет, что эти финансовые потоки могут быть использованы по двум направлениям. Во-первых, это предоставление технических средств и услуг по абилитации и реабилитации (объем – 7,7 млрд рублей). Во-вторых, это предоставление денежной помощь местным бюджетам со стороны государственного (субвенции) на подобные мероприятия (объем – 1,6 млрд рублей).

Временной фактор – это важно?

Да, это очень и очень важно. Надо сказать, что поздно начатая абилитация инвалидов (что это – было описано выше), скорее всего, даст минимальный эффект или будет трудно выполнимой. Исходя из этого, можно сделать вывод, что абилитация наиболее эффективна в отношении маленьких детей с ограниченными возможностями.

И вообще, суть этого процесса не только в том, чтобы лечить и модифицировать имеющиеся расстройства физического или умственного плана, но и в том, чтобы достичь поставленной цели (т. е. улучшить функционал) с применением альтернативных методов, если привычные пути заблокированы. Либо есть другой путь – адаптация окружающей среды до того уровня, чтобы отсутствующие функции были компенсированы.

Мероприятия по реабилитации начинают осуществлять едва ли не с первых дней заболевания или получения травмы. Все действия проводятся непрерывно и поэтапно. Что же касается абилитации, то здесь мероприятия могут стартовать с того момента, когда был проведен мониторинг состояния здоровья будущей матери и плода, либо с момента рождения малыша с отклонениями в развитии.

Абилитация — это, по сути, многоступенчатый и многосторонний процесс, который призван предоставить пациенту возможность вести жизнь, максимально приближенную к нормальной в ее общечеловеческом понимании. Под таким образом жизни мы понимаем тот, какой был бы у ребенка или взрослого, не будь у него тех или иных отклонений и функциональных ограничений.

Новая программа абилитации способна как нельзя лучше и эффективнее помочь человеку с ограниченными возможностями стать полноценным субъектом социума, устроить свою профессиональную, а иногда и личную жизнь.

И прямая обязанность всех полноценных членов социальной среды состоит в создании режима наибольшего благоприятствования и стимулирования таких людей к достижению поставленной цели.

Каком документе появилось понятие абилитация

Программа реабилитации инвалида предусматривает непрерывные поэтапные занятия, которые начинаются сразу после возникновения болезни или получения травмы.

Абилитация детей с ограниченными возможностями здоровья включает в себя лечение и коррекцию физических и когнитивных расстройств. Важной её задачей является обучение достижению целей иными путями, если обычные естественные пути закрыты. Кроме того абилитация инвалидов подразумевает адаптацию окружающей среды для восполнения отсутствующих функций.

В процессе абилитации одномоментно воздействуют в разных направлениях для того, чтобы развить все имеющиеся у ребенка задатки, максимально использовать его потенциальные возможности и предоставить ребенку возможность жить жизнью, максимально приближенной к той, какую он мог бы вести, если бы не имел ограничений по состоянию здоровья.

Комплексное лечебное, педагогическое, логопедическое воздействие необходимо начинать как можно раньше, желательно на первом году жизни. Чем позже дети с ДЦП и выраженными задержками развития речи начинают получать необходимую поддержку, тем меньше может оказаться эффект от абилитации. При этом достичь выраженных положительных результатов гораздо труднее, чем при ранней абилитации.

Статьей 9 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» реабилитация инвалидов определяется как «система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности». В этой же статье абилитацией инвалидов называется «система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности». Задачу реабилитации и абилитации закон обозначает как «устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество».

Таким образом, абилитация и реабилитация преследуют достижение одной и той же цели

Основные направления деятельности при реабилитации и абилитации инвалидов не отличаются. К ним относятся: лечебные и реконструктивные медицинские мероприятия, оздоровление на курортах и в санаториях, обеспечение профессиональной самостоятельности инвалидов, приобретение ими образования и профессии, которые смогут обеспечить материальную независимость, интеграция инвалидов в социальную среду, мероприятия по поддержанию ими здорового образа жизни с помощью занятий физкультурой и спортом.

Закрепление понятия абилитации инвалида на законодательном уровне имеет большое значение, так как понятие реабилитации, закрепленное законодательно гораздо раньше, более применимо к человеку с сохраненным интеллектом, с образованием и профессией, чья инвалидность вызвана травмой. А между тем, значительная часть инвалидов, в том числе – детей – имеют нарушения интеллекта и нуждаются именно в абилитации, в обучении с нуля, «с чистого листа».

Законодательное закрепление понятия абилитации инвалида сопровождается появлением индивидуальной программы абилитации (ИПА). Закон дает возможность включать в такие программы меры по психологической, педагогической и социальной адаптации. Законом предусматривается также бюджетное финансирование на указанные цели.

Абилитация и реабилитация детей-инвалидов в медицинском центре «Первый шаг» проводится большим коллективом профессионалов в области медицины, реабилитологии, психологии, педагогики. Мы используем самые современные методы лечения, восстановления и обучения, лучший опыт европейской медицины и тысячелетние традиции китайской медицины.

Двигательная реабилитация и абилитация детей и взрослых, лечение различными не инвазивными методами, занятия с логопедом и дефектологом позволяют нашим пациентам сделать первый шаг в самостоятельную жизнь, к тому, чтобы стать полноправным членом общества, материально независимым состоявшимся человеком.

5 основных изменений в жизни инвалидов в 2016 году

3 мая 2012 года Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов (принятая Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г. № 61/106, Федеральный закон от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ). Согласно этому документу, государство должно принимать по отношению к инвалидам все необходимые, в том числе законодательные меры, обеспечивающие им равные с другими лицами условия для реализации прав человека без какой бы то ни было дискриминации.

В нашей стране уже 15 лет действует специальный закон о правах инвалидов (Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; далее – закон о защите инвалидов). Однако законодатель решил предоставить этим лицам дополнительные гарантии, и соответствующий закон вступил в силу 1 января 2016 года (Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов»; далее – Закон № 419-ФЗ). Информационный портал Dislife рассмотрел, какие нововведения ждут инвалидов в новом году.

Согласно данным Росстата, по состоянию на 1 января 2015 года в России насчитывалось почти 13 млн инвалидов, в том числе 605 тыс. детей-инвалидов. В настоящее время при установлении им группы инвалидности и категории «ребенок-инвалид» используются два критерия: «ограничение жизнедеятельности» и «степень расстройства функций организма». При этом под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью (ст. 1 закона о защите инвалидов). С 1 января 2016 года данный критерий не будет применяться при установлении группы инвалидности и категории «ребенок-инвалид» – он останется лишь для целей признания лица инвалидом и составления ему индивидуальной программы реабилитации.

Если сегодня группа инвалидности присваивается в зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма (п. 7 Правил признания лица инвалидом), то с нового года группа инвалидности будет определяться в зависимости от степени выраженности стойких расстройств функций организма. Аналогичные изменения коснутся и порядка установления категории «ребенок-инвалид». Дело в том, что установление степени ограничения жизнедеятельности подразумевает субъективную оценку – оценивается способность человека к общению, обучению, контролю за своим поведением и т. п. (разд. III Классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы). А вот степень выраженности стойких расстройств функций организма уже можно подтвердить объективно на основе медицинского обследования.

Правило о применении критерия «ограничение жизнедеятельности», основанного на нозологии [учение о болезни. – Ред.], при установлении группы инвалидности уже давно подвергается критике. Так, сопредседатель Координационного совета по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности ОП РФ Елена Клочко отметила: «За этим критерием «стоит» только диагноз. При этом непонятно, в какой конкретно помощи нуждается инвалид, и как она ему будет оказываться. Например, указан диагноз «ДЦП», но при одних ДЦП интеллект остается сохранным, при других – происходят интеллектуальные нарушения. Дети с разными формами заболевания требуют предоставления совершенно разного перечня услуг. Например, в одном случае ребенку с ДЦП для получения образования необходимо обустроить специальное место, в другом – прикрепить помощника, а третьем – оказать дополнительную коррекционную помощь». МКФ, основанный на «социальной модели» инвалидности, является более гибким инструментом, чем МКБ, основанный на «медицинской модели» – такие законодательные изменения приняты уже и в международной практике.

В Законе № 419-ФЗ появилось новое понятие: абилитация инвалидов. Это система и процесс формирования отсутствующих у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (п. 9 ст. 5 Закона № 419-ФЗ). Сегодня в законодательстве есть только понятие реабилитации, которая подразумевает восстановление (полное или частичное) способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности (ст. 9 закона о защите инвалидов).

Как и реабилитация, абилитация направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество. При этом основные направления абилитации такие же, как и реабилитации: реконструктивная хирургия, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение, профессиональная ориентация, социальная адаптация, медицинская реабилитация, физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт и др.

По мнению Елены Клочко, введение понятия «абилитация инвалида» абсолютно оправданно. «Раньше государство представляло себе инвалида как человека с сохранным интеллектом, «опорника», преимущественно получившего хорошее образование, чья инвалидность связана с травмами. При этом значительная часть людей с инвалидностью (а особенно детей – до 60% среди них, признаваемых инвалидами в последнее время) имеют нарушения интеллекта. Им как раз и нужна абилитация. Реабилитация – это восстановление утраченных функций, а абилитация – обучение тому, чего человек никогда не умел. Поэтому я приветствую закрепление абилитации на законодательном уровне», – высказалась она.

С введением абилитации появится и индивидуальная программа абилитации инвалида. Сегодня, напомним, формируются лишь реабилитационные программы (ст. 11 закона о защите инвалидов). Программа абилитации будет разрабатываться и реализовываться по тем же правилам, что установлены для программ реабилитации. Это означает, что работу над программой абилитации будут проводить бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ) (п. 1 Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида). При этом содержание программы абилитации должно быть доведено до инвалида или его законного представителя в доступной форме.

Бюро СМЭ обязаны будут направлять выписки из индивидуальных программ абилитации инвалидов в государственные учреждения, которые предоставляют необходимые услуги или средства абилитации (п. 10 ст. 5 Закона № 419-ФЗ). Исполнители будут отчитываться о проведенных мероприятиях перед федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы. В свою очередь федеральные учреждения медико-социальной экспертизы будут обмениваться сведениями с органами службы занятости в целях содействия занятости инвалидов (п. 2 ст. 1 Закона № 419-ФЗ). Разработчики Закона № 419-ФЗ считают, что данные меры позволят повысить обязательность и эффективность выполнения абилитационных мероприятий, предусмотренных программой.

«Мы рассчитываем, что с появлением понятия «абилитация» сотрудники бюро МСЭ будут включать в индивидуальные программы психолого-педагогическую коррекцию и социальную адаптацию», – отметила Елена Клочко. Она рассказала, что в России пока нет поставщиков услуг для этой категории инвалидов, кроме некоммерческих организаций. «Как правило, все они созданы родителями, которым некуда отдать своих детей с интеллектуальными нарушениями, поведенческими расстройствами и тяжелыми сочетанными нарушениями», – поделилась эксперт.

Эксперты давно высказывались за необходимость создания федерального реестра инвалидов, и вот с 1 января 2016 года он должен появиться (п. 5 ст. 5 Закона № 419-ФЗ). В данной системе будут содержаться сведения о группе инвалидности, ограничениях жизнедеятельности, нарушенных функциях организма и степени утраты профессиональной трудоспособности инвалида, а также о рекомендованных реабилитационных или абилитационных мероприятиях, денежных выплатах и иных мерах социальной защиты.

Оператор системы, которым выступает Минтруд России, будет получать указанные сведения от ФСС, ПФР, федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также от федеральных учреждений медико-социальной экспертизы и иных организаций.

Кто будет иметь доступ к данным реестра и в каком порядке он будет использоваться, пока не известно – это предстоит определить правительству. К слову, весной 2015 года Минтруд России подготовил и представил два проекта постановления Правительства РФ о порядке формирования, ведения федерального реестра инвалидов и использования содержащихся в нем сведений1. Более поздний из них предусматривает, что оператор реестра инвалидов обязан обеспечить свободный доступ к статистическим данным, полученным в ходе обработки сведений из реестра инвалидов, на своем официальном сайте. Кроме того, оператор реестра инвалидов должен ежемесячно проводить сверку сведений, содержащихся в указанном реестре, с информационными ресурсами ПФР на предмет соответствия учетных данных инвалидов. Однако в связи с тем, что оба проекта так и не продвинулись дальше стадии публичного обсуждения, обязанности оператора реестра инвалидов еще подлежат уточнению.

Создание Федерального реестра инвалидов – безусловно прогрессивная вещь, которая должна позволить увидеть нужды людей с инвалидностью. Но уже сейчас специалисты отмечают определенные недостатки реестра. «В федеральном реестре инвалидов будет содержаться информация о нуждаемости человека в технических средствах реабилитации. Это неплохо, но почему бы не указать в реестре нуждаемость во всех услугах? Это позволит государству понимать, в чем будет инвалид с детства нуждаться во взрослом возрасте, сможет ли он получить образование и интегрироваться в социум или ему потребуется социальное сопровождение в течение всей жизни, и т. д.», – задается вопросом Елена Клочко.

Предполагается, что федеральный реестр инвалидов позволит учесть все индивидуальные потребности людей с инвалидностью, начиная с раннего возраста, и подобрать для них наиболее оптимальное образовательное учреждение, а затем и место работы. «Теперь есть надежда, что тех инвалидов, которые не получают реабилитационные услуги или получают их недостаточно регулярно, заново «пересчитают», и им что-то достанется «со скудного стола государственной социальной поддержки» в виде денежных выплат и иных мер социальной защиты», – высказалась президент РОО «Общество поддержки родителей с инвалидностью и членов их семей «Катюша» Наталья Присецкая.

Законодатель постарался уделить особое внимание формированию безбарьерной среды – необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации. Действующим законодательством предусмотрена обязанность государственных и муниципальных органов обеспечить беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры и беспрепятственное пользование транспортом, а также средствами связи и информации (ст. 15 закона о защите инвалидов). Однако эта обязанность не конкретизирована, что и призван исправить Закон № 419-ФЗ.

Так, с 1 января 2016 года федеральные и региональные органы государственной власти, а также органы местного самоуправления и организации независимо от их организационно-правовых форм будут обязаны продублировать необходимую для инвалидов информацию на шрифте Брайля, а световые сигналы светофоров – звуковыми сигналами.

Инвалиды, имеющие стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, получат право на бесплатное сопровождение на территории объектов инженерной и транспортной инфраструктур – дорогах, аэропортах, причалах, вокзалах и т. д. Закон № 419-ФЗ предусмотрел также, что у инвалидов должна быть возможность беспрепятственного пользования городскими, пригородными и междугородними электричками, а также беспрепятственный доступ к местам отдыха и предоставляемым в них услугам. Речь идет об оборудовании их пандусами, дублировании информационных табличек на шрифте Брайля, предоставлении бесплатного сопровождающего и т. д.

Важно, что все эти требования распространяются в обязательном порядке только на те объекты, которые с 1 января 2016 года будут введены в эксплуатацию впервые или после реконструкции либо модернизации (ч. 3 ст. 26 Закона № 419-ФЗ). Однако собственники существующих объектов все равно обязаны принимать меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги, даже если полностью приспособить объект под нужды инвалидов невозможно. При этом данные меры должны быть согласованы с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района или городского округа.

Собственникам объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур предписано по возможности обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме (п. 12 ст. 5 Закона № 419-ФЗ).

По оценкам общественных организаций инвалидов, большинство существующих жилых зданий и помещений не соответствуют требованиям их доступности для инвалидов (ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»). Для решения этой проблемы новый закон возложил на государственные и муниципальные органы обязанность по созданию инвалидам условий для беспрепятственного доступа к общему имуществу многоквартирного дома для вновь возводимых сооружений (ст. 17 Закона № 419-ФЗ).

Уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур повлечет, как и сегодня, наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб., на юридических лиц – от 20 тыс. до 30 тыс. руб. (ст. 9.13 КоАП РФ).

До принятия Закона № 419-ФЗ основные меры по созданию безбарьерной среды регулировались специальной государственной программой «Доступная среда» на 2011-2015 годы (постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 297). Эта программа продлена до 2020 года (постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 г. № 1297). В следующем году начнется III этап ее реализации – и на данные цели в 2016 году планируется выделить из бюджета почти 48 млрд руб., что на 10 млрд руб. больше, чем в текущем году.

«Будучи депутатом, я тесно взаимодействовал с обществом инвалидов и обществом слепых, работающих на территории городского поселения Видное. Поэтому я не понаслышке знаю, что многие годы проблемы инвалидов не решались, а в советское время их и вовсе не замечали. И только в последнее время началось какое-то «движение». Например, благодаря принятым поправкам ужесточились требования к оборудованию общественных мест, в том числе торговых предприятий. Кроме того, предполагается активная работа по приведению в соответствие с законом о защите инвалидов старых торговых объектов, медицинских и социальных учреждений, дорожно-транспортной системы. Благодаря Закону № 419-ФЗ миллионы людей смогут почувствовать себя полноценными членами общества», – выразил надежду политик, заместитель главы администрации г. п. Видное Роман Харланов.

Похожих постов не найдено